Чтение – лучший способ расслабиться и даже 6 минут за книгой может хватить чтобы снизить уровень стресса на 68%. Согласно новым исследованиям, чтение в этом смысле срабатывает лучше и быстрее чем другие методы успокоения “измотанных” нервов, такие как, прослушивание музыки (на 61%), прогулка (на 42%) или чашка чая (на 54%)

Книжное упражнение "Распознать свои желания"

    Садимся поудобнее и начинаем упражнение по распознаванию своих желаний. Упражнение не совсем обычное, а книжное. 
Итак, мой посыл на сегодня -  "Я изучаю какие книги у меня есть"...

Не знаю, в курсе ли вы, НО - каждое собрание книг - это способ хранить свои желания, воспоминания и планы на будущее. 
   Цель упражнения: заново познакомиться с самим собой, найти или вновь пробудить скрытые желания. 
   Оказывается, наша домашняя библиотека может многое рассказать о нас. Наши книги ещё и могут позволить нам снова обрести желания или стремления. "Все они рассказывают об одном: о занятиях, идеалах или личных качествах, о которых мы не можем перестать думать" - утверждает Мишель Лежуайо. Каковы они у вас? 

  Как начать: Словно сыщик, осмотрите свою  библиотеку. Найдите повторяющиеся или преобладающие темы: воображаемый мир (научная фантастика, поэзия), путешествия, остросюжетные триллеры, любовь, психология, философия, духовность. 

  Задайтесь вопросами. Какие книги или авторы  доставляют вам удовольствие среди тех, которые составляют вашу основную тему? 
Почему? 
Что они вам приносят? 
Как вы используете (или нет) этот интерес в вашей жизни?

  Ответьте на эти вопросы, это позволит вам начертить карту ваших желаний, личных стремлений, точнее определить ваши мотивации. 

Чтобы приступить к размышлениям, Мишель Лежуайо составил небольшой словарь смыслов для ваших книг. "Каждая категория отражает одну из возможных граней нашего "Я" - уточняет он. 

- научные и/или исторические книги: утилитарный подход ко времени, трудности с тем, чтобы просто наслаждаться жизнью?
- книги по медицине и здоровому образу жизни: склонность к ипохондрии и тревожности?
- классическая литература: ностальгия по прошлому, страх сойти с торных троп и утвердить свои личные желания?
- книги ужасов: потребность в том, чтобы вас успокоили?
- книги о путешествиях: потребность убежать от рутины?
- книги, которые вы не прочитали и вряд ли прочитаете: страх избавляться от ненужного или трудности в восприятии письменного слова? 
- книги о любви: склонность идеализировать любовные отношения или желание смягчить свою фрустрацию?
- остросюжетные триллеры: потребность в сильных эмоциях и поиск справедливости?
- книги по философии: потребность найти смысл в жизни? Излишние умствования? 
- духовная литература: страх быть покинутым? Страх смерти? Поиск чего-то большего, чем окружающая действительность? 
- книги по психологии: понять свою историю или попытаться избежать психотерапии?
- эротические книги: потребность нарушить табу?
  фото из сети интернет, текст - материалы сайта http://www.psychologies.ru/

Скорая литературная помощь от А до Я

 Давно известно, что в трудные минуты жизни люди тянутся к книге — чтобы отвлечься от тягостных мыслей или получить разумный совет. Британские «библиотерапевты» Э. Берту и С. Элдеркин пошли еще дальше, предположив, что чтением можно лечить не только душу, но и тело. Они составили своеобразный «литературный лечебник», из которого читатель узнает, какие именно книги лучше всего читать при тех или иных заболеваниях. В этом справочнике литературных лечебных средств — бальзамы от Бальзака, кровоостанавливающие жгуты от Толстого, мази от Сарамаго, слабительное от Перека и Пруста и многое другое. Кроме того, «Книга как лекарство» — прекрасный обзор шедевров мировой литературы.


    Гражданство авторов-составителей Эллы Берту и Сьюзен Элдеркин, а это именно они придумали и создали «Скорую литературную помощь от А до Я», угадывается с первой попытки: тончайший британский юмор можно предъявлять на таможне вместо паспорта. Книга полна воздушных, искрящихся шуток, которые растворяются прежде, чем успеваешь их зафиксировать в цитате, а помимо прямых рекомендаций есть ещё и ирония между строк, — но только добрая, никаких подколов. И вне зависимости от читательского багажа любой заинтересуется хоть чем-то: один сделает закладку на странице с десятью самыми лучшими эскапистскими романами, другой решит, наконец, прочитать "Дон Кихота", третий поймёт, что пропустил мимо целую вселенную хороших книг и отправится в книжное путешествие. Это бесконечная история.
Всем нам иногда нужна такая Шахерезада: послушать на сон грядущий начало настолько интересной сказки, что непременно захочется узнать, чем же всё закончилось, а не ограничиваться беглым просмотром новых списков. 
    «Книга как лекарство» обязательно поможет, если принимать в час по чайной ложке, разбавляя романами из рекомендаций. 
                      Осторожно! Чтение может вызывать привыкание.




Библиотерапия в творчестве Агнии Барто


 Уже не одну тысячу лет существует этот действенный и довольно распространенный метод, помогающий справляться со стрессами, преодолевать невзгоды, душевные кризисы, развивать волевые качества.

Время от времени многие из нас его используют, хотя, возможно, и сами не догадываются об этом. Этот метод называется библиотерапия.
Суть его заключается в том, что человеку рекомендуют книгу, по содержанию близкую к его неразрешимой проблеме, исходя из его индивидуально-психологических характеристик и жанровых предпочтений. Рекомендовать может как терапевт, так и любой близкий человек. Главное – знать содержание того, что мы советуем. Библиотерапия выступает как вариант арттерапии, лечения искусством. Она относится к проективным методикам, которые выявляют неосознанные стороны нашей личности как бы в обход сознания.
Механизмы работы библиотерапии просты: на психику человека воздействует не только сказанное, но и прочитанное слово, литературное произведение может изменять наше состояние не хуже, чем сеанс психотерапевта. Книга может ввести нас в легкий транс, передать свое настроение, заразить идеями.
Чтение позволяет нам взглянуть на свои проблемы с разных сторон, по-новому. Помимо этого, мы так или иначе идентифицируем себя с одним из героев, переживаем вместе с ним приключения и усваиваем какую-либо мудрость.
По сути мы получаем жизненный опыт, хотя и основанный на чужих ошибках, но все же прочувствованный нами, что делает этот метод безопасным для психики и вместе с тем довольно действенным. Разбираясь в личности героя, мы начинаем понимать лучше и себя. Выводы, сделанные им, откладываются в нашей памяти. Со временем мы забываем, откуда они пришли, и начинаем воспринимать их как сделанные самостоятельно. К тому же, читая, мы как бы отделяемся от окружающего нас мира, отправляемся в путешествие по неизведанным местам, что отлично помогает в борьбе со стрессом.
Для библиотерапии лучше всего использовать классическую литературу, так как современная зачастую не несет в себе никакого смысла. Книга должна содержать в себе какие-то ценные выводы, учить чему-то, а не просто излагать шокирующие факты. Хороший эффект наблюдается и от прочтения биографий знаменитых людей.
Для изменения настроения лучше применять книги, контрастирующие с состоянием клиента, - к примеру, при угнетенном состоянии лучше брать позитивные, юмористические произведения.
В феврале 2016 года мы будем отмечать юбилей – 110 лет Агнии Барто. Великая поэтесса всю жизнь училась у малышей, стараясь проникнуться их особенным видением этого мира. Всегда занятая, она, тем не менее, считала необходимым регулярно посещать детские площадки, наблюдая за детьми, вслушиваясь в их разговоры, посещать школьные уроки, знакомиться с учениками. Делом своей жизни Агния Барто считала воспитание в детях всей гаммы лучших человеческих качеств: доброты, честности, способности к сопереживанию.

ПОРА ПРОЩАТЬСЯ

Летели две птички,
Собой невелички,
Как они летели —
В книжку залетели.
По листкам кружились,
С нами подружились.

Сказали две птички:
— Трудно без привычки,
И малы мы слишком,
Чтоб летать по книжкам.

Возвращаться надо
Нам в лесные чащи,
Где всегда прохлада,
Где ручей журчащий.
Нас в лесу синички
Ждут на перекличке.

Вздохнули две птички,
Собой невелички:
— Нам пора прощаться,
С вами расставаться!
Вы зимой в метели
Ставьте нам кормушки!

Со страниц слетели
Наши две подружки,
Сели на обложку
Да и в путь-дорожку!

С читателем прощаются
Шустрые синицы.
На этом закрываются
Пестрые страницы.
Агния Барто. Собрание сочинений в 4 т. Москва: Художественная литература, 1981.
Читать стихи Агнии Барто можно здесь

Прививка от одиночества, Микстура от скуки и Грелка для души...

 «Издательский дом «Самокат» ищет по всему миру лучшие детские книги, открывает для читателя новых авторов и художников, настаивает на гармонии текста и иллюстраций, стремится наладить мосты между культурами и поколениями. «Самокат» издает литературу интеллектуальную и психологическую, которая интересна и детям, и взрослым. Библиотерапевты рекомендуют многие   книги издательства  для работы над личными и семейными проблемами»



Яркие, добрые, познавательные! 
Подобраны  по темам замечательным:



Отмечаем Всемирный день улыбки вместе с "улыбающимися книгами"!!!


    «От улыбки станет всем светлей…» -  эти слова из детской песенки  знают все. Они стали гимном хорошему настроению, добрым делам, ведь всего лишь одна искренняя улыбка может сделать кого-то чуть-чуть счастливее, поднять настроение, и даже изменить мир. Сегодня мы празднуем Всемирный день улыбки, который отмечается  с 1999 г. в первую пятницу октября.
Чтобы последний рабочий день недели закончился положительными эмоциями, предлагаем вам книги с «улыбающимися» названиями.
Начну с белорусских авторов:
 
А.Крэйдзич "Права на усмешку". Ужо сваімі першымі апавяданнямі, якія былі надрукаваны ў часопісе “Маладосць”, Анатоль Крэйдзіч звярнуў на сябе ўвагу чытача. Малады празаік піша аб тым, што яму баліць, што хвалюе, што добра ведае. А ведае ён перш за ўсё вясковае жыццё, бо i сам жыве ў палескай глыбінцы з дзяцінства, працуючы журналлістам, бадай, ці не кожны дзень сустракаецца з хлебаробамі. Па-маладому свежа i хороша, напрыклад, напісаны апавяданні “На горцы”, “Хуліган”, “Вар’ят”, “Ерчыкаў слуп”. Элементамі навізны, трэба зазначыць, вызначаюцца i творы, прысвечаныя каханню. Анатоль Крэйдзіч прафесійна валодае сюжэтам, мова яго апавяданняў, як правіла, сакавітая, па-сапраўднаму , беларуская, i ў гэтым сэнсе кніга прозы “Права на усмешку” павінна мець заслужаны поспех i прызнанне.

 С.Мінскевіч "Усмешка жалобнай каралевы альбо Таямніца магнітнага замка" Перад вамі — «аповесць легендарных часоў». «Аповесць», — бо гэта займальная, захапляльная гісторыя. «Легендарных часоў» — бо ў ёй апавядаецца пра падзеі, якія адбываліся ў запаветным мінулым нашай часціны населенага свету, у паўміфічных краінах, дзе пралягалі шляхі-дарогі адважных вандроўнікаў. Гэта фэнтазі, з квестам і экшэнам, з паданнямі і экзотыкай. Яго героі трапляюць у драматычныя, камічныя і часам у вельмі небяспечныя сітуацыі. Ім давядзецца разгадаць шмат таямніц і вытрымаць неверагодныя выпрабаванні. Апавядальнік дзякуе яснапанне Волі Разумавай за натхненне і дапамогу ў натаванні гэтай незвычайнай гісторыі.


  М.Маляўка "Пачынайце дзень з усмешкіУ новай кнізе Міколы Маляўкі дзеці добра вучацца, натхнёна мараць, цікава бавяць вольны час. Аўтар вяртаецца ў сваё дзяцінства, прыгадвае сваіх бацькоў і настаўнікаў. У свет незвычайных прыгод запрашаюцца казачныя героі — людзі, лясныя звяры і птушкі. Падахвочваюць, як на ўроку, шукаць адказ на розныя пытанні, сур’ёзныя і вясёлыя, загадкі з роднай хаткі, загадкі з календара, загадкі з пчалінага вулля-церамка.


Продолжим зарубежными писателями:

Рэй Бредбери «Улыбка».  Этот рассказ  -  очередное предупреждение автора. Писатель пытается показать нам, к чему может привести цивилизация, которая развивается с такой бешеной стремительностью, в которой люди утрачивают ощущение духовной радости. Автор пытается донести идею современным людям о том, что  во всём должна быть  мера, нельзя полностью механизировать человеческую жизнь. Он свято верит, что всегда будут существовать люди с тонкими движениями души и чарующая сила искусства одолеет силу денег.



   Н. Барро «Улыбка женщины».  Жизнь владелицы небольшого ресторана  в самом сердце Парижа из-за расставания с любимым мужчиной  превращается в затянувшуюся депрессию. По советам знакомых она решает прочитать книгу  «Улыбка женщины», которая  заставляет  взглянуть на все по-новому. И только встреча  с автором книги, который оказался каким-то загадочным образом с ней связан, возвращает ей радость жизни.





  Ф. Саган «Смутная улыбка».
В центре романа – история отношений юной  студентки и преуспевающего адвоката, любовь между которыми невозможна, как бы эти двое ни были близки и как бы ни понимали друг друга. Подобно виртуозной музыке, эта книга отражает огромный диапазон человеческих чувств, она вызывает улыбку и печаль, трепет и упоение, она волнует и трогает, восхищает изяществом, лиричностью и тонкостью стиля.






А.Рюноскэ "Усмешка богов". Творчество выдающегося японского писателя Акутагавы Рюноскэ - одно из наиболее ярких и необычных явлений в мировой литературе XX века. Главная тема его произведений, написанных с тонким вкусом и юмором, - бесконечная вселенная духа и тайны человеческой психологии. Материалы для своих новелл Акутагава черпал из исторических хроник, средневековых анекдотов и сборников старинных легенд. Акутагава полагал, что только через исключительное и неожиданное можно раскрыть подлинные движения души. Причудливое переплетение вымысла и реальности, глубина психологического анализа, парадоксальность суждений, мягкая ирония делают произведения Акутагавы подлинными шедеврами.


 Д.Дюморье "Улыбка фортуны" Автор рассказала нам историю одной смелой девушки, которая потеряла родителей и была вынуждена уехать жить к тёте. Как оказалось, уж лучше бы она жила совсем одна, чем в том месте, куда она попала. Там она встречает своего возлюбленного конокрада. Книга достойна внимания, она легко читается, есть немного юмора, немного драмы. Сюжет в целом хорош. Скучно вам точно не станет. 





Ну и, несколько улыбающихся книг российских авторов:



  О. Рой «Улыбка черного кота»
. Роман рассказывает о переменах, которые ворвались в жизнь одного молодого  ученого. Антон Житкевич преуспел не только в науке, но и в бизнесе, при этом он никогда не верил в мистику, предсказания и приметы, однако однажды решил сделать себе татуировку в виде кота. В глубине души Антон надеялся, что это  изменит его судьбу, но  он даже не мог подумать, что  настолько радикально. 





О. Михалкова «Улыбка пересмешника».  Главная героиня романа  хорошо усвоила урок бывшего мужа, выбросившего ее на улицу, как котенка, — и стала успешной независимой женщиной. Чтобы окончательно расквитаться с прошлым, осталось  только одно – мстить. Вынашивать планы мести упоительно сладко. Но иногда охотник и жертва в любой момент могут поменяться местами…






В. Романов «Улыбка судьбы». Как редко мы получаем подарки от судьбы! Как часто желаем их всей душой! И даже в самые страшные моменты жизни надеемся на близкое счастье... К главной героине удача наконец-то повернулась лицом. Для нее началась новая жизнь — мирная, счастливая, радостная. И пусть в другой стране, среди чужих людей — главное, чтобы сердце больше не болело от горя. Но у судьбы свои причуды, она не делает подарков просто так...




Источник: Книжный континент , дополнено Елена Библиотекарь

ЗАЧЕМ НУЖНЫ «ПЛАКАТЕЛЬНЫЕ» КНИГИ. Некоторые размышления по поводу почти добровольного чтения классики

– Скажите, а почему вы дали в списке для чтения такие книги?
– Какие же?
– «Ваньку», «Дети подземелья», «Белый пудель»…
– Что же тебя задело?
– Ну, это такие книги… плакательные… очень всех жалко… Я так плакала.
(Из разговора с Настей К., ученицей 4 класса)
Обычный список книг для чтения летом, подготовленный для четвёртых классов. В списке выделены произведения для обязательного чтения. Они нужны будут для занятий в течение всего учебного года в Школе творческого чтения (ШТЧ). Для четвёртых классов выбрана тема «Мой друг, мой ровесник», включающая в себя литературу русских и зарубежных авторов XIX–XX вв.: А. Куприн, А. Чехов, В. Короленко, В. Катаев, А. Рыбаков, Ю. Коваль, Р.Л. Стивенсон, М. Твен, М.М. Додж…
Трудности появились сразу. Первая – какие произведение включить в список для будущих обсуждений? Повести и рассказы должны быть не очень сложные для восприятия десятилетних детей, не перегруженные непонятными для них историческими, этнографическими и другими деталями, должны иметь увлекательную фабулу, интересных героев, яркие события. Но задача усложняется тем, что современным детям не всегда близки поиски и метания ровесников из прошлых веков. Как пробиться к сердцу современного подростка? Что его взволнует, что тронет? Как найти тот вымысел, над которым «слезами обольюсь»? Какая книга заставит забыть всё вокруг и погрузиться в неё именно так – с упоением и надеждами? Что вызовет ответные чувства, потребует участия, страстного желания помочь героям? Какая повесть позовёт за собой в свои глубины, заставит страдать, мучиться, научит тихо светиться от счастья… от разделённого с героем счастья? Вот это и будет потаённой задачей нашей работы – восприятие чужих чувств, побед и огорчений как своих.
Беру любимого и до сих пор таинственного для меня Чехова. Как у него всё просто, ясно, незамысловато, какие понятные, обыденные слова в рассказах. И как обманчива эта простота! Чехов принуждает читать медленно, требует вдумчивой расшифровки. Открытия – после чтения. Одно за другим. Они ошеломляют и заставляют вернуться к тексту, чтобы убедиться в правильности предположения. Возвращение цепляет и тянет за собой другие открытия. И так – без конца. Да, решено, в списке обязательно будет «Ванька» и «Спать хочется» А. Чехова. Для тех, кто захочет расширить список, – «Мальчики» и «Детвора».
«Дети подземелья» В. Короленко – обязательно: какая еще повесть покажет столько отчаянной любви между родителями и детьми, столько желания быть своим в семье, столько нужды маленького сердца в тепле, милосердии, в защите и в Доме!
«Гуттаперчевый мальчик» Д. Григоровича (в полном варианте) – для ощущения в себе силы, устойчивости, сопротивления, для борьбы и для желания жить.
«Белый пудель» А. Куприна – для отваги, для поддержания тех, кто нерешителен, но может совершить Поступок ради Друга.
Конечно, «Белеет парус одинокий» В. Катаева! Роскошный язык, образы, метафоры – как изящная рама к революционно-приключенческому сюжету.
Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»: сама фигура автора заставляет сделать этот выбор. Человек, живший не за счёт здоровья – его-то как раз и не было, а державшийся силой духа. «Остров сокровищ» – о пересмотре человеком ценностей, о науке различать истинное и ложное, настоящее и фальшивое, чистое и лицемерное в жизни, о притягательности и обаятельности замаскировавшегося зла. И всё это важное, человеческое спрятано за приманкой – закрученным сюжетом с пиратами, сокровищами, чёрной меткой, одноногим корабельным коком – то ли другом, то ли врагом.
Обязательно следует дать «Приключения Тома Сойера» М. Твена – мальчишескую повесть, озорную и страшную, отчаянную и смешную.
М.М. Додж «Серебряные коньки»… Сложно, «иностранно», порой сухо, порой сентиментально. Много исторических сведений. Пусть читают. В разговоре выясним непонятное, поставим вопросы на будущее – чтобы захотели вернуться к книге.
Кое-какие книги ушли из списка для чтения, например, «Привет от Вернера» Ю. Коринца. Предыдущий 4-й класс справился с этим романом, нашел прелесть в описании революционного времени 20-х гг. прошлого века, в описании жильцов огромного коммунального дома, в принятии маленьким Юрой одних и непримиримом отрицании других – врагов. А нынешним 4-м классам книга сложна. Что ж, дам её в общем списке, не для наших занятий. Для любознательных.
В дополнительный список ушли и чудные «Полынные сказки» Ю. Коваля. Пусть они для них останутся для тихого чтения, для задумчивых, для размышляющих.
Другая трудность – с чего начать первую встречу в учебном году. Значит, надо найти книгу-основу для чтения перед ней. Помощником стала сказка современной американской писательницы Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Это сказка о пробуждении чувств, о драматическом путешествии от невозмутимости, чувства собственного превосходства над всеми, холодности – к боли собственной и боли за другого, к жалости, к страданию, сочувствию и обретению счастья. Страницы прощания фарфоровой игрушки кролика Эдварда с умирающей маленькой Сарой-Рут восходят к лучшим страницам книг Диккенса. А обретение друзей и хозяйки через много лет сделало кролика мудрым, терпеливым, великодушным. Потери на жизненной дороге не согнули его, а помогли выдержать, обрести себя нового. Сказка звучала на Первой встрече в сокращённом пересказе и в чтении вслух отдельных эпизодов. По завершении чтения в классе стояла тишина и вдруг – дети встали и захлопали в ладоши. В полной тишине. Это была благодарность детей за понимание, тонкость, щепетильность автора, за бережность, неназидательность. Потрясение от книги ДиКамилло – тот высокий звук души, на который мы и стали равняться при обсуждении произведений других авторов.
Чеховские рассказы выявили следующее: дети от всего сердца (как это хорошо – сердечно!) сострадали Ваньке Жукову, подсказывали, что на самом деле надо писать дедушке, чтобы он забрал внука домой, прогнозировали дальнейшую судьбу Ваньки (убежит домой; выучится на сапожника и станет самостоятельным человеком; побьёт хозяина; дед переедет в город и будет навещать внука…). Самое удивительное: дети не поверили, что письмо деду не дойдёт до адресата, хотя и здраво рассуждали, что конверт неверно подписан. Они уверяли, что на почте знают Константина Макарыча, что почтальон – знакомец деда, что дед случайно зайдёт в почтовое отделение и обнаружит письмо, что барышня из имения, где жил Ванька, увидит письмо и передаст деду. Словом, версий было много, и все они сводились к одному – страстному желанию благополучного конца в рассказе, к этакому happy end. Но здесь и другое стремление: помочь мальчишке, который стал почти другом, издалека, через десятилетия, поправить ситуацию, подсказать. Осчастливить! Вот то главное слово, та главная мысль, которые появились в ходе обсуждения рассказа Чехова: не только я счастлив и благополучен. Пусть будет счастлив и другой.
Варька же из рассказа Чехова «Спать хочется» поразила ребят беспросветностью своей судьбы, отчаянной решимостью освободиться от оков страшным поступком, который так и не осознала. На вопрос «Что ждёт Варьку дальше? Какова ее будет судьба?» ребята отвечали, что ее забьёт хозяйка, что ее выбросят на мороз, что ее отправят в полицейский участок. Спрашиваю, что навело их на эти мысли. Ответы: она задушила невинного ребенка и должна понести наказание. Обращаю внимание на детали: Варька сама ребёнок, их ровесница, беззащитная, вечно голодная, лишённая возможности выспаться, замученная работой, бранью, тумаками – что от неё ждать? Странно, Ванька и Варька ровесники, но к первому ребята благосклоннее, добрее, помогают найти выход из положения. А Варька в их понимании – преступница, убийца. Поэтому мы ищем оправдания ее невольному злу, пытаемся понять мотивы, которые ею двигали.
Одиночество чеховских героев хорошо показано в рассказе «Тоска». Эпиграф «Кому повем печаль мою?» – обо всех чеховских Ваньках, Варьках, Ионах. Детей при чтении вслух поражает беспросветное горестное одиночество героя, которого никто не желает выслушать, кроме лошади. Что ж, пусть Чехов пока останется в памяти детей не только как автор «Каштанки» и «Белолобого», но и как человек, писавший о несчастных, одиноких и заступающийся за них.
Еще один заступник – В. Короленко. Его благие дела и помощь людям хорошо известны – пусть об этом узнают и дети из беседы на занятии. Тогда легче поймут, почему им была написана повесть «Дети подземелья». На что ребята обращают здесь внимание? Их огорчает непонимание между отцом и Васей, отгороженность от сына; впечатляет место проживания нищих – на кладбище; удивляет изгой Тыбурций образованностью, великодушием, суровостью к окружающим и нежностью к детям. Их радует дружба Васи и Валька, они со страхом и состраданием следят за угасанием маленькой Маруси и затаённо ждут – вдруг поправится, останется жива. Они удивляются стойкости Васи и умению держать слово. Они ликуют от того, что сын и отец наконец-то обрели друг друга. Как родные люди, как друзья, как единомышленники.
Обсуждение «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича застопоривается на вопросе: «На что и на кого жалуется Петя?» Дети говорят о матери, о гимнасте Беккере, об опасной работе на шесте в цирке… Их ошеломляет, что Петя за всю повесть не произносит ни слова. Оказывается, читатели так вникают в коротенькую жизнь Пети – всего 8 лет! – что даже не замечают, что о нём говорят автор, клоун Эдвардс, прачка Варвара, зрители, циркачи, а не он о себе. От этого его судьба, бессловесного, глубоко несчастного мальчика, видится ещё страшнее. И снова попытки вмешаться в чужую, пусть литературную судьбу. Ребята прогнозируют возможный побег Пети из цирка, его уход к доброму клоуну, усыновление прачкой. Для них почти нет невозможного в деле освобождения от гнёта маленького человека. Позиция современного свободного человека мешает понять реалии XIX в. Зато очень ясно они видят семью графа Листомирова и отмечают прямо-таки сатирическое изображение родителей.
Рассказ «Белый пудель» А. Куприна дети отмечают за его свободу, за дружбу людей и зверей, за уверенность в товарище и – за товарищество и выручку. Ребята говорят и о воспитании детей, обращая внимание на избалованного, глупого и безудержного в своих желаниях Трилли. Они определяют и виновных в его поведении и воспитании – тех взрослых, что окружают Трилли, потатчиков, трусов, плебеев. Ребята говорят, что этот рассказ написан более светлыми красками, чем произведения Чехова, Короленко, Григоровича. В рассказе не случайно место действия – Крым, пышная растительность, летнее ласковое море. Словом, ощущение свободы, воли, самостоятельности и стремления отстоять свою независимость. Так природа становится героем произведения.
Катаев В. «Белеет парус одинокий». Детям интересны далёкие, революционные события; жизнь детей в Одессе (учёба, игры в «ушки», разговоры, странствия по окрестностям Одессы, лов рыбы в море). Многие исторические реалии для них непонятны: маёвка, баррикады, восставший броненосец «Потемкин», городская конка, экономия (дача), погромы, Привоз, околоточный, прокламации, манифест. Поэтому занятие начинаю с исторической справки: чем знаменит 1905 г. в России, показываю фото броненосца «Потёмкин», рассказываю о нём, даю расшифровку основных исторических понятий в книге. Другая упущенная ребятами сторона – особая точность языка Катаева, великолепные метафоры, образность, «видимость» описываемого предмета или состояния героя. С удовольствием зачитываю отрывки из книги про море и его обитателей (глава 2), про колодец «журавель» (глава 4), про сорта крымского винограда (глава 5), машинное отделение на пароходе «Тургенев» (глава 7), торговлю на Привозе (глава 13), про то, как Гаврик пил сельтерскую воду «Фиалка» (глава 18), игру в «карточки» (глава 22) или утренние городские звуки (глава 20).
С большим удовольствием и ребята говорят о весёлых эпизодах в книге. Особенно им нравится сцена, где описываются разговор деда с иконой Николая Чудотворца; диалог сыщика и Гаврика; подготовка Пети к гимназии; первая отметка Пети; мечта Пети о героическом спасении матроса Родиона Жукова в конце книги. Ребята отмечают разницу в характерах, поведении и социальном положении Гаврика и Пети и считают их дружбу настоящей, крепкой, мужской. Дети всей душой сочувствуют деду Гаврика и удивляются его стойкости в тюрьме, хотя и отмечают его внешние незавидные данные – хлипкость, тщедушность, малую силу.
Повесть В. Катаева стала для многих одной из первых историко-приключенческих книг. Так же серьёзно ребята отнеслись к повести А. Рыбакова «Кортик». Они удивили памятью на детали (какие революционные плакаты были на эшелоне красноармейцев, какие книги собрал Миша в домашней библиотеке, что такое литорея, какой шифр помог найти клад и т. д.). Значит, повесть приглянулась, затянула. Об этом говорит и тот факт, что многие прочитали и вторую часть трилогии («Бронзовая птица») без указаний с моей стороны. Разговор о главных героях и главных событиях ребятам понятен. Останавливаю их внимание на том, что они могли пропустить – на исторической канве: первые пионерские организации в Москве (главы 22, 36–8), школа в начале 20-х гг. прошлого века (глава 16), клуб при домкоме и спектакль в помощь голодающим Поволжья (главы 20, 41), беспризорники на улицах (главы 30, 31, 43), восстановление городского хозяйства в Москве (глава 46) и т.д. Эти исторические факты будоражат любознательность и являются прелюдией к погружению в историю Родины, будят гордость за свою страну, показывают причастность детей к жизни страны уже сейчас. Такие патриотические страницы книг мы не обходим вниманием.
Как все вмещается в обычный урок-встречу? Выручает темп, скорость. Стараемся динамично продвигаться. Помогает большая предварительная подготовка, установление узловых моментов разговора с детьми.
P. S.: Пару лет назад для 4-го класса по теме «Твой друг, твой ровесник» у нас шли произведения другого настроя и характера (Л. Пантелеева, Ю. Яковлева, В. Железникова, В. Медведева, Л. Давыдычева). Позитивно-назидательный настрой этих произведений очевиден. Мое желание ввести в круг чтения четвероклассников драматические и даже трагические произведения и приобщить их к Большой Литературе подтвердилось готовностью ребят принять чужую боль и распахнуть свою душу навстречу чужим страданиям и счастью. Дети могут понять больше и сложнее того, что им зачастую предлагают. Не надо бояться их расстроить, огорчить – надо бояться тупой, неразвитой души, ищущей только развлечения.
А теперь – окончание того диалога, что вынесен в качестве эпиграфа статьи.
– Я так плакала – сказала Настя К. – Мама некоторые книги читала мне вслух. И тоже плакала вместе со мной.
– Открою тебе тайну – ответила я ей. – Сколько раз читаю эти книги, столько и плачу. Но, знаешь, это хорошие слёзы, нужные, важные.
Чтобы душа росла.
Н.Г. Кесарева, руководитель Центра детского чтения Челябинской областной детской библиотеки им. В.В. Маяковского

Книга вместо антидепрессанта: как работают библиотерапевты

  Британский библиотерапевт и соавтор книги «Лечение романами: литературные лекарства о А до Я» Сьюзан Элдеркин ответила на вопросы «Эксмо».
Сьюзан Элдеркин рассказала, кто обращается к ней за помощью, какие книги прописывает библиотерапевт своим клиентам, и почему чтение является самым эффективным антидепрессантом.
– Как родилась идея устраивать сеансы библиотерапии?
– Мы вместе с Эллой Бертхауд запустили сервис библиотерапии в 2008 году, когда в Лондоне свои двери открыла наша «Школа жизни» (Thr School of Life). Он прекрасно вписывался в общую философию проекта, подразумевающую, что искусство и философия повышают качество жизни человека. Фактически мы довольно долго до этого практиковали библиотерапию друг с другом – еще с того момента, как вместе изучали английский язык в Кембридже в конце 80-х – начале 90-х, но просто не использовали этот термин. Мы часто оставляли книги у дверей друг друга, когда кто-то из нас сталкивался с очередным эмоциональным кризисом (что случалось довольно часто в те годы – в основном из-за любви, из-за работы).
Термин сам по себе существует около 100 лет. Есть доклады, в которых говорится, что библиотерапию использовали в США в работе с ветеранами, которые возвращались с войны и страдали от того, что впоследствии получило название «посттравматический синдром». Библиотерапия также долгое время использовалась, чтобы помочь детям преодолевать сложные периоды и вызовы, которые им бросает жизнь. Нам хочется думать, что мы были первыми, кто привнес этот термин в отношении повседневной жизни. С нашей книгой «Лечение романами: литературные лекарства от А до Я», выпущенной в 2013 году, мы были первыми, кто предложил, что художественная литература сама по себе является лучшей формой терапии.
– Что за люди обращаются за помощью к библиотерапевтам?
– Наших клиентов можно разделить на две категории. Это люди, которые просто любят читать и хотят проводить время, общаясь с кем-то, кто прочитал даже больше, чем они сами, и открывает для них новых авторов. И люди, которые преодолевают сложный период в своей жизни, например, потеряли близкого человека и скорбят или, возможно, они застряли на определенном этапе своей работы или отношений и находятся в поисках выхода. Или же им нужно какое-то вдохновение или практическое решение их проблемы, они переживают период в жизни, когда чувствуют себя одинокими. Иногда к нам приходят люди с тем, что мы называем читательской болезнью – они любили погружаться в мир художественной литературы, в истории, но теперь обнаружили, что книги их не увлекают. Или они растеряны из-за количества книг в мире и не знают, как найти книгу, которая идеально подошла бы им в настоящий момент (особенно это актуально для тех, у кого нет много свободного времени). Или, возможно, они окружены книгами, которые так и не смогли дочитать до конца, и это отбило у них охоту читать на долгое время. Мы помогаем людям наладить взаимоотношения с книгой и заново открыть потрясающее чувство зачарованности историей, которое все мы испытывали в детстве.
– Как много люди, которые обращаются к вам, читали до своего визита к библиотерапевту?
– Большинство наших клиентов уже являются читателями, именно поэтому их привлекает сама идея библиотерапии. Часто к нам отправляют клиентов (обычно это мужчины) их жены и девушки, которых не устраивает тот факт, что их партнер не читает достаточно. В настоящее время мы пишем «Лечение романами» для детей, так что я подозреваю, что в будущем мы будем больше работать с детьми, которые еще не подцепили этот читательский вирус и чьи родители хотят найти книги, которые прекрасно справятся с этой задачей.
– Что чаще люди просят порекомендовать, классику или современную литературу?
– Во многом это зависит от клиента, потому что мы отталкиваемся от их вкуса. Но чаще всего это микс. Обычно мы прописываем шесть книг, из которых одна может быть классикой, еще одна-две – нехудожественной литературой, а остальные – смесь из современной литературы и книг, написанных за последние 50 лет. Мы считаем, что если читать только современные книги, то теряется огромный пласт прекрасной литературы. Как насчет книг, изданных 20 или 40 лет назад, которым сегодня не находится место на шкафах в книжных магазинах. Некоторые шедевры практически забываются. Также с возрастом (сейчас нам обеим за 40) я заново открываю ценность великих авторов прошлого – особенно русских. В 20 лет я впервые прочитала «Анну Каренину» и прочитала впустую. Когда я перечитала роман несколько лет назад, я нашла его куда богаче и прекраснее, чем мне помнилось. Проще говоря, если оставить их наедине со своими девайсами, люди будут читать только современные книги, получающие большое внимание со стороны прессы, подвергающиеся экранизации и так далее. Им нужен толчок, чтобы восполнить пробелы в чтении классики, причина взять в руки томик с «Моби Диком», к примеру, который много лет стоял на их полке нетронутым и служил немым укором. И им нужна помощь, чтобы открывать для себя книги, которые не на слуху. Этим мы и занимаемся.
– По каким критериям вы отбираете книги для своих клиентов?
– Мы пытаемся подбирать книги в соответствии с вкусами клиентов, потому что какой бы хорошей нам ни казалась конкретная книга, она не сработает в том случае, если такого плана литература человеку не нравится. Мы узнаем, что им нравится читать, что они ненавидят, как они говорят об особенностях прозы. До сеанса терапии мы отправляем анкету, в которой есть вопрос «Опишите свой идеальный роман». Это помогает. Некоторые люди приступают к чтению, только если перед ними толстый том, потому что им сложно приступить к чтению, и они хотят долго длящееся вознаграждение за свою попытку. Такому человеку не стоит предлагать сборник рассказов. И ты не будешь предлагать работающей маме с тремя детьми, которая валится с усталости к десяти вечера, исландскую сагу объемом в тысячу страниц.
Нам нужно иметь доступ к вкусам, времени, прочитанным клиентами книгам, знать об их интересе к историческому контексту, футуристическим технологиям, как они воспринимают отчетливое звучание мужских и женских голосов в прозе, и так далее. Мы выясняем, нужен ли им читательский вызов в настоящий момент или они предпочтут не выходить из зоны комфорта. Или же в настоящий момент они напуганы, и им просто нужно вернуть ощущение радости от чтения.
– А бывает так, что в ходе консультации вам приходится рекомендовать плохие с вашей точки зрения книги?
– Хороший вопрос. Я так подразумеваю, вы имеете в виду плохо написанные книги? С этим у нас проблем нет, так как мы считаем, что любая книга, приносящая человеку удовольствие, по определению является хорошей. Лично я привередлива в том, что касается стиля книги, я не смогу читать что-то, что небрежно написано. Но если человека не раздражает слабая проза, это его право. Но те книги, которые не могут захватить читателя и поддерживать его интерес или же просто нудные, я бы рекомендовать не стала. Потому что такая книга может надолго отбить охоту к чтению. К счастью, подобные произведения редко доходят до печати.
– Что самое сложное и приятное в работе библиотерапевта?
– Мы обожаем свою работу – говорить о книгах с людьми, которые тоже любят книги. Самый приятный момент, когда благодаря нашим клиентам мы узнаем о новых авторах, они рассказывают нам о них. Иногда бывает тяжело узнавать о том, через какие сложности приходится проходить людям – потеря близких или смертельные диагнозы. Книги – самая дешевая форма терапии, и они помогают выкарабкаться безграничным количеством способов – от эскапизма и прекрасного чувства погружения в повествование, которое дает мозгу, полностью захваченному миром произведения, отключиться от проблем, до того, когда книга рассказывает о ком-то еще, кто переживал похожие ситуации. Весь этот опыт потрясающе богатый, и я не знаю, с чем еще его можно сравнить.
Источник: Litcult.ru