Актуальной
проблемой является вопрос определения круга чтения с целью
библиотерапевтического воздействия в условиях библиотеки. Ведь далеко не каждая
книга может быть рекомендована с библиотерапевтической целью. Дифференцированный
подход к читателям является естественным и необходимым для библиотерапии, так
как она является как раз методом воздействия на личность читателя. Найти книгу
для делового чтения легче, чем отыскать художественную литературу по душе.
Такая тонкая духовная работа становится, по мнению специалистов все сложнее. На
использование в библиотерапии именно художественной литературы указывает
Ю.Н.Дрешер.
Массовое чтение в транспорте — наглядный пример того, как усталые люди интуитивно прибегают к библиотерапии. Вопрос в том, как найти читателю любимую книгу — его книгу.
Если
читатель научной книги, в основном, ищет в ней объективную информацию, то
читатель художественного произведения - субъективную, более многогранную.
Поэтому дифференцировать типы художественных произведений и их читателей нужно
детальнее, чем типы научных книг и их читателей. Читатели-дети делятся еще по
возрастным группам, что немаловажно.
Для
любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже
отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей
часто — это сказка. Поэтому в последнее время стало развиваться сказкотерапия.
Благодаря
сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без
сказки дети не вырастают, а если это и происходит, — значит, из мира растущего
человека ушла мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика,
сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке. А.М.Горький
утверждал, что именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму,
любви, справедливости, честности. Все сказки едины в одном — желании помочь
ребенку в первых шагах самопознания, в формировании духовного «Я». Они
укрепляют чувство самоуважения, развивают способность слушать себя, наблюдать и
понимать себя. Так в чем же состоит духовный смысл сказки? В том, что сказка
отвечает на вечные вопросы: Что такое счастье и в чем оно? — В богатстве,
любви, свободе, славе? Само ли оно приходит или его надо добывать? Как? Неужели
для этого нужны непременно трудности, испытания, опасности, страдания, подвиги?
Чем
же сказка может помочь детям озлобленным, с негативным социальным опытом,
неустойчивой психикой, подверженных стрессовым состояниям? Как она может спасти
раненную детскую душу от отчаяния и страха, одиночества? В чем же ее «лечебная»
значимость? Главные лекарства сказки — это добро, радость, справедливость,
победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого
духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в
способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В
сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных
для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая
значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие
необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и
преодолеть их. Специалисты считают, что выбор литературы для читателей-детей
зависит от конкретных целей, чаще всего библиотерапевтическое направление
работы предполагает интерес к книгам оптимистическим, веселым, с острым сюжетом
и, что не менее важно, привлекательного вида.
Немалая
задача — воспитать в ребенке юмор, драгоценное качество, — писал знаток детской
психологии К.И.Чуковский, — которое, когда ребенок подрастет, увеличит его
сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и
дрязгами. Вскрывая за частными недостатками истинное существо положительного
героя, юмор зиждется на том, что в наших недостатках продолжаются наши
достоинства. Юмористическая книга, воздействуя смехом и добротой на читателя,
поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над
которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают
чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребенка.
Использование
библиотерапии в практике работы библиотеки безусловно содействует повышению ее
социальной востребованности. Кроме этого в связи со сложностями, сложившимися в
современных условиях, библиотерапия будет активно востребована библиотекой,
школой, семьей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий