Чтение – лучший способ расслабиться и даже 6 минут за книгой может хватить чтобы снизить уровень стресса на 68%. Согласно новым исследованиям, чтение в этом смысле срабатывает лучше и быстрее чем другие методы успокоения “измотанных” нервов, такие как, прослушивание музыки (на 61%), прогулка (на 42%) или чашка чая (на 54%)

Формы работы со сказкой



 Сказка - богатый терапевтический материал, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
 Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка (Яничев, 1999):
·        Потребность в независимости. В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
·         Потребность в силе и всемогуществе. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
·         Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.
Существует огромное количество форм работы со сказками, которые в свою очередь совмещаются и комбинируются. При выборе форм работы со сказкой необходимо учитывать возраст ребенка, количество человек (индивидуальная или групповая работа), цель работы и многое другое.
Основные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказок.
Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
1.    Как вы думаете, о чем (про Что, про кого) эта сказка?


2.    Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
3.    Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
4.    Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.
5.    Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?
6.    Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.
Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.
2. Рассказывание сказок.
Приемы помогает развитию фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок:
3.Переписывание сказок.
 Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет поворот событий, ситуаций, конец сказок и т.д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается психокорекционный смысл переписывания сказки.
4.Постановка сказки с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5.Сочинение сказок.
Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослой может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Начало сказок может быть разным:
1.    «Один раз пришел медведь к зайцу и говорит....»
2.    В некотором царстве, некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик «Жил в нем...»
3.    «Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь...»
Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно - символическом уровне строит планы на будущее.


Все вышеназванные формы работы реализуются нами в проекте "Инсайт библиотечный" 

Комментариев нет: