Чтение – лучший способ расслабиться и даже 6 минут за книгой может хватить чтобы снизить уровень стресса на 68%. Согласно новым исследованиям, чтение в этом смысле срабатывает лучше и быстрее чем другие методы успокоения “измотанных” нервов, такие как, прослушивание музыки (на 61%), прогулка (на 42%) или чашка чая (на 54%)

О книгах, которые стоит прочитать вместе с детьми

  Этих книг бесчисленное множество.  Любая интересная для вашего ребенка и вас детская книга годится для развития вашего контакта и его индивидуальных свойств личности.  Здесь собраны те произведения,  которые помогают детям в решении сложных проблем отношений с другими людьми,  особенно, собственными родителями.  Хочу еще раз подчеркнуть важность всякого совместного времяпрепровождения детей и родителей,  в том числе с хорошей книгой.  И только в той семье дети со временем полюбят книгу и чтение,  где родители сами заражены этим вирусом, а не там,  где на полках стоят красивые книги,   стоят не читанные никем.  И очень важно не испортить бочку меда ложкой дегтя – удовольствие от путешествия в страну Фантазию чрезмерным назиданием и морализаторством.  Сначала стоит выяснить,  что ребенка впечатлило в этой книге,  что поразило его воображение, и не пугаться его агрессивных фантазий.  Это первый пласт впечатлений.  Наигравшись в войну и утолив свою потребность в выяснении отношений с теми,  кто кажется сильнее,  ребенок обнажает следующие пласты содержания,  но никак не раньше.   Иногда родители жалуются на то,  что ребенок не хочет отвечать ни на какие вопросы об узнанном.  Как правило,  в таких случаях узнавание не взаимное,  а одностороннее.  И ребенку важно в первую очередь узнать от своего родителя,  что впечатлило его.  И если мама или папа испытывают близкие ребенку переживания,  то ему будет гораздо легче проявить свою откровенность. 
  Если вы хотите лучше понять своего ребенка,  то можете спросить у него,  как бы по-другому он хотел сочинить эту сказку,  или ее продолжить.  Тогда вы узнаете его актуальные переживания в символической форме.  Например, 4-летний мальчик,  рассказывал  «Колобок» в традиционной форме до момента встречи с лисой.  Потом он как большинство детей этого возраста изобрел хэппи-энд и спас Колобка от лисы. Его спросили,  вернется ли он домой?  Он испуганно посмотрел и резко помотал головой.  Психолог уточнил,  почему?  Он ответил,  что там его съедят.  Мальчик был из семьи,  в которой молодые жили с родителями, и бабушка и дедушка поедом ели внука за слишком шумное поведение.  Вот и выходит,  правда – съедят.  Дети из более благополучных семей Колобка возвращают домой с легким сердцем.

1.      Андерсен Г.К.  Все его сказки стали классикой.  Обязательно надо познакомить ребенка с гадким утенком и его поиском себя в жизни,  девочкой Гердойиз «Снежной королевы»,  любовь которой оказалась сильнее всех преград,  Русалочкой  и девочкой со спичками.  Последние 2 сказки – об отношении к смерти.  У ребенка страх смерти появляется около шести лет.  Вот примерно в это время его можно познакомить с этими сказками,  пронизанными светлой грустью не исчезновения, а иного продолжения.  «Калоши счастья» одинаково полезно перечитать и подросткам и их родителям – переоценка ценностей – это циклический процесс,  подобный наведению порядка у себя дома,  когда отживший свое хлам можно выбросить,  а вещам важным помочь засиять новыми гранями.
2.    Балл Г. «Торопун-Карапун и тайны моего детства».  Сложная,  многогранная и интересная повесть для младшего и среднего школьного возраста. 
3.      Баум Ф.Л.  «Волшебник из страны Оз» и ее продолжения.  Это американская предтеча нашего «Волшебника Изумрудного Города».  Но не то же самое,  а самостоятельная и психологически очень интересная книга,  повествующая о вариантах жизненных стратегий героев и последствиях этих стратегий.  Это жизненный сценарий,  которым неплохо снабдить своего дошкольника или младшего школьника.
4.      Бисетт Дональд «Забытый день рождения» и любая другая его книга.  Это чудесные коротенькие и очень увлекательные  сказки для дошкольников и младших школьников, а также – их имеющих глаза и уши родителей.  В них очень метко и ненавязчиво показаны разные сложные ситуации,  в которые попадают разные маленькие и большие существа, и некоторые пути выхода. 
5.      Волков А. «Волшебник Изумрудного Города».  Это не просто талантливый пересказ Ф. Баума, во многом самостоятельное приключенческое произведение,  увлекающее детей возможностями достижений самого необходимого, без чего жизнь теряет смысл.  Дошкольный и младший школьный возраст.
6.      Гераскина Л.Б. «В стране невыученных уроков».  Вполне созревают для ее восприятия дети к 8-9 годам,  когда появляется потребность лично совершить нечто существенное.  В этом путешествии есть шанс реанимировать угасающий познавательный интерес вашего школьника.
7.      Драгунский В.  Денискины и другие рассказы.  В том числе «Двадцать лет под кроватью.  Серьезное перемешано со смешным,  отчего страшное перестает казаться ужасным.  Замечательно полезно при страхах.
8.      Кестнер Э. «Мальчик из спичечной коробки».  Как жить,  если ты совсем не похож на других,  например,  очень маленький?  Воспользоваться волшебством и стать как все или остаться собой,  именно таким необходимым в этом мире.
9.      Коллоди Карло «Приключения Пиноккио».  Предтеча нашего Буратино.  Увлекательная история трансформации растущего человека.
10.  Корчак Януш «Король Матиуш».  Именно Корчак знал не понаслышке о проблемах детского самоуправления и роли взрослых в этом замысловатом процессе,  работая длительное время в детском доме и разделив участь последнего дня жизни со своими воспитанниками.
11.  Крапивин Влад. «Летящие сказки».  В этих повестях так много для формирующегося человека,  особенно,  если он мальчик,  что это трудно переоценить. 
12.  Кэррол Л.  «Алиса в стране чудес».  После 5 лет большинство детей забывают чудеса словотворчества.  Эта книга для тех,  кому 4-5 лет или взрослых с душой маленького ребенка,  каким был на своих каникулах Чарльз Лютвидж Доджсон, автор Алисы.  Эта книга – феерия,  сплошная игра слов,  та словесная гимнастика, которая необходима при формировании речи ребенка и его умения встречать новое не как страшное,  а интересное.
13.  Лагерлеф С.  «Подменыш».  Эту сказку лучше маме сначала прочитать самой,  потому что неожиданно для себя она может разбудить сильные чувства,  сопровождаемые потоками слез.  Возраст детей – скорее школьный.
14.  Лагин Л.И. «Старик Хоттабыч».  Вот она – мечта о вожделенной халяве.  Однако не все так просто складывается в жизни.  За все надо платить.
15.  Лингрен Астрид.  «Повести о Малыше и Карлссоне».  Дивный выход для одинокого скучающего ребенка.  А для его родителей повод задуматься о том, стоит ли опровергать фантазии вашего ребенка,  если они заменяют ему нечто чрезвычайно важное.  Это напоминает одну историю,  которая случилась якобы с Сократом.  Его как-то спросили,  надо ли жениться.  «Женись непременно, - ответил философ.  Если попадется хорошая жена, будешь счастливым.  Если плохая – станешь философом».  Так и с детьми – если семья очень благополучная,  вырастет уравновешенный и гармоничный человек без особенных протуберанцев в судьбе.  Если семейная жизнь не слишком складная – то она будит игру воображения с целью компенсации эмоциональных недостач.  Так родилось множество писателей и прочих творческих людей.  Саму Астрид заставила впервые творить в детстве ее болезнь ,  на некоторое время приковавшая ее к постели.
16.  Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки».  Спи, Аленушка,  спи,  красавица.  А папа будет рассказывать сказку…  Главное,  самим не расплакаться (это если вам в детстве никто ничего подобного не говорил).  Это такой посыл родительской любви,  хранящий дитя в любых невзгодах,  что равный ему трудно найти.  Разве что в

Мифы и факты больничного чтения. Часть вторая

Больница лучше любой учительницы литературы прививает любовь к чтению. Грустная шутка, конечно, но доля правды в ней есть.
Дети и подростки читают в больнице чаще и активнее, чем их сверстники в более благополучных условиях.
Однако, что же они читают? Что им предложить?
О чтении в больнице ходит столько споров и существует столько легенд, что впору солидную толстую книжку издавать, что-нибудь, вроде «Мифы и факты больничного чтения».
Одни, например, считают, что в больнице строго противопоказаны «серьезные», а тем более – грустные книги. И они немножко правы. Другие возражают, что без таких книг личности не развиться, а быть неразвитой личностью даже в больничной палате – невелика радость. И они тоже немножко правы! Читать ли в больнице книги о больнице? Или, наоборот, читать только не о больнице, а о пиратских островах под пальмами? Читать ли «литературу» или «романчики»? А классику куда? И так далее, и тому подобное. Толстая книжка вопросов получится. А ответов, однозначных ответов, как по рецепту «С утра тридцать страниц Чехова, после обеда – два тома манги про девочек-волшебниц» быть, разумеется, не может.
Но может быть и вполне даже есть алгоритм выбора книг для больницы. Несколько простых ступенек, пройдя по которым самостоятельно, человек найдет подходящую именно для него книгу.
Человеки, то есть, люди-то разные, и больницы разные, и ситуации со здоровьем. То, что пойдет «на ура» у тринадцатилетнего горнолыжника, сломавшего ногу и «попавшего» на недельку, совсем может быть не нужно его сверстнику с каким-нибудь тяжелым заболеванием, проводящему в больнице по десять месяцев в году.
Итак, ступеньки!
Ступенька первая. Она красиво называется «реверсивно-эмоциональная» или «якорная»
Давайте закроем глаза и медленно произнесем про себя слово «больница». «Боль-ни-ца». Представили себе больницу? Какое первое чувство, самое-самое первое?
Это – не дом. Чужие стены, чужие люди, даже воздух чужой, пахнет стерильностью и безразличием.
Ага, вот и первая эмоциональная зацепка – «чужое». Для ребенка – особенно страшное. А значит, что? Что очень нужны внешние эмоциональные «якоря», напоминающие и привязывающие маленького человека к дому, к нормальной жизни, к чему-то привычному, чего он сейчас лишен. Значит, нужны те книги, которые он читал дома. Самые любимые, самые затрепанные. Они пахнут прежней жизнью, мамой пахнут. Это, конечно, для маленьких, а подросткам что предложить?

Те, кто читает в отпуске, возвращаются более отдохнувшими

 5 открытий, сделанных учёными, подтверждают, что для полноценного отдыха книга просто необходима.Итак, вот что говорит наука:
1. Чтение помогает по-настоящему расслабиться
Книга эффективнее всего снижает уровень стресса по сравнению с другими способами релаксации. Это было доказано специалистами из University of Sussex. Они создавали для людей стрессовые ситуации, а потом пытались их успокоить и одновременно измеряли сердечный ритм. Оказалось, что достаточно 6 минут наедине с книгой, чтобы уровень стресса снизился на 68%! Музыка или успокоительная чашечка чая работают гораздо хуже.
2. Чтение создает ощущение приватности
Сегодня мы большую часть времени находимся под давлением льющейся со всех сторон информации. Чужие голоса звучат в нашей голове, когда мы слушаем музыку или смотрим фильм, и мы научились отгораживаться от этого потока. Во время чтения мы воспринимаем информацию лучше, потому что внутри нас её озвучивает наш собственный голос,уверяют специалисты Center for Reading and Language Research при Tufts University. Это снижает напряжение и создаёт ощущение приватности и защищённости.
3. Чтение поднимает настроение
63% англичан признались, что чтение поднимает им настроение. И почти столько же сказали, что не просто чувствуют себя лучше с книгой, чтение реально делает их жизнь более интересной и качественной. Таковы данные опроса, проведённого в рамках программы National Year of Reading.
4. Чтение сравнимо со спортом и улучшает физическую форму
Учёные из детской больницы Дьюка (Северная Каролина, США) провели интересный эксперимент. Тридцати страдающим ожирением девочкам 9–13 лет предложили почитать. Одним из них выдали роман о ровеснице, которой удалось похудеть, другие читали литературу, не связанную с борьбой с лишним весом. А третьи толстушки не читали вообще ничего. В результате читающие девочки заметно похудели (причём участницы из первой группы скинули больше, чем из второй), а вот нечитающие дети так и остались толстыми. Всё потому, что с книжкой в руках мы не просто сидим, но в некоторой степени переживаем то же самое, что и герои произведения.
5. Читающие люди лучше высыпаются
Многие врачи рекомендуют немного почитать перед сном и уверяют, что книга помогает сделать сон более крепким и здоровым, а также облегчает сам процесс засыпания. Дело в том, что распространённая причина бессоницы и тревожных снов – неотвязные мысли о прошедшем дне и нерешённых проблемах. Чтение позволяет переключиться и забыть о них. Главное, чтобы свет был приглушённым, а сама книга – не слишком увлекательной.
Вот почему читающий человек возвращается из отпуска более расслабленным, физически подтянутым, выспавшимся и радостным, а значит, и более отдохнувшим, чем тот, кто не брал в руки книгу.
Фотография: dorianinnes.com

Золотые пилюли поэзии

  Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг - не нова, она может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. На­чиная с Платона и далее, люди предлагали для этого такое замеча­тельное средство, как книги. Книги - мощные инструменты, которы­ми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, фор­мировать их поведение, и, кроме того, они могут помочь в решении проблем. Способов, с помощью которых книги могут быть примене­ны как средства воздействия на людей, существует множество.
  Как и положено любой научной дисциплине, библиотерапия проявляла себя гораздо раньше, чем получила официальный статус. Существует множество примеров, скажем: «Принимай по 3-4 страни­цы из романа Смоллетта». Есть и упоминание об Эразме Роттердам­ском, который лечил нарывы на лице чтением смешных книг. Но в большинстве материалов, посвященных этой теме, исторический возраст библиотерапии подчеркивается ссылкой на сказки «1001 НО­ЧИ», где в одной  из сказок придворный врач рекомендовал своему властелину, страдавшему тяжелой болезнью и страхами, перелистывать страницы книги и тем его вылечил. Можно вспомнить и «Ригведу» где для «излечения сердца» рекомендуется читать «мудрые кни­ги», и Аристофана, желавшего читать свои комедии преступникам для исправления их натуры. А.С. Пушкин написал об этом спои бессмертные строки:

  «Коль мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

  Писатель Владимир Соколов, отвечая на вопрос Виктора Ерофее­ва: «Что ты делаешь, когда простужаешься? Какую книгу берешь с полки и читаешь?», ответил:

Книжная микстура: строго научные 5 капель в добрых целях

 На сайте fly-mama нашла интересную информацию, посвящённую библиотерапии. Рубрика называется «Книжная микстура».
И вот что они предлагают: строго научные   «5 капель» книжной микстуры. Автор расскажет нам, является ли библиотерапия наукой, почему читающие люди умнее, чем чтение отличается от вязания крючком и зачем сектанты ходят с книжками. Интересно? Начинаем!
Что же такое библиотерапия? Во-первых, как ни странно, это не наука. В профессиональных публикациях она именуется «областью практической деятельности», а говоря проще – это практика, то, что делается людьми напрямую. Такая же практика, как хирургия, мебельное производство или, там, актерская игра. Но всякая разумная практика опирается на науку и в этом смысле библиотерапии повезло: у нее в прародительницах сразу две науки – медицина и психология, да плюс еще одна практическая дисциплина – библиотечное дело.
Ведь что именно библиотерапия делает-то? Помогает людям в тяжелых стрессовых состояниях. Про стресс все знают, а вот когда он не  быстр, как удар молнии, но выматывающе долог (серьезная болезнь, например) – это и есть стрессовое состояние. Очень долго очень плохо. Врагу не пожелаешь. И в таких вот случаях помогает книга, помогает чтение.
А, собственно, почему? Ответ мы найдем как раз в трех истоках библиотерапии:
      • в медицине,
      • психологии, 
      • библиотечном деле.
Итак, наука первая – медицина. Физиология мозга. Штука до сих пор довольно загадочная, но все же очень многое мы уже про работу мозга знаем. И знаем, в том числе, почему читающие люди умнее не читающих. На самом деле, тут никакой мистики нет. Ум – это способность мозга устанавливать новые связи между нейронами, гибко и оперативно реагировать на изменения мира. И эту способность, так же, как способность подтягиваться на турнике, можно развивать. Трудом. Чтение же – это очень и очень трудное занятие. Подумайте сами: распознать странные закорючки на бумаге (или экране), перевести их в слова, слова перевести в образы… Уже трудно, да? А если еще вспомнить, что образы в книгах не полны и нам надо самим додумать остальное? Ведь читая «в дверь вошел человек в белой шляпе» мы дорисовываем ему по крайней мере штаны, верно?
Итак, чтение развивает мозг. Замечательно. А помощь-то тут каким боком? И тут в дело вступает психология. Давно известно, что человеку практически невозможно сконцентрироваться на двух вещах одновременно. Уникумов, типа Цезаря, в расчет не берем: их, во-первых, мало, а во-вторых, такое достигается напряжением и быстро сменяется обычным «однозадачным» поведением, если расслабиться. И тут чтение, как трудный и ресурсоемкий процесс, очень и очень полезно. Переключиться с мыслей о болезни или горе, отвлечься от тяжелых мыслей, да что там – даже от боли можно отвлечься! Я это утверждаю вполне научно – эксперименты ставил сам, при поддержке медиков и психологов, все как полагается. Такой эффект, его называют «замещающим», может быть не только от чтения. Вязание крючком или на спицах, скажем, тоже обладает замещающим эффектом, хотя и слабее – там вступают в игру еще и периферийные нервные окончания, та самая «мелкая моторика». А вот у кино или компьютерной игрушки эффект совсем слабый. Не потому, что они хуже книг – все дело в той самой физиологии мозга. Не нагружает видеоряд мозги до такой степени, увы.
Ну и самое последнее обещание, про сектантов, помните? Почему они с книжками ходят? Потому, что так убедительнее. Мозг человека обмануть, на самом деле, довольно просто. Даже самые заядлые скептики воспринимают разговор и чтение как два разных независимых источника. Ну, вот так вот устроено наше сознание, что входящие сигналы различаются прежде всего по источнику, а потом уже сравнивается содержание.
К счастью, отнюдь не только в недобрых целях можно использовать эту особенность работы мозга. Для «сил добра» это тоже

Книги, помогающие жить


 История про необыкновенную девочку Поллианну волнует сердца юных читательниц вот уже сто лет! Чем же заслужила простая веснушчатая девчонка одиннадцати лет? А тем, что научила всех вокруг "играть в радость"! Хочешь узнать что это такое? Тогда открывай скорее книгу и знакомься с удивительной Поллианной!  - перейдите на сайт, нажав на имя  ПОЛЛИАННА.

Здесь вы сможете посмотреть буктрейлер по книге, начать учить английский язык вместе с Поллианной, посмотреть мультипликационный и художественный фильмы об этой героине.