Сегодня поговорим о библиотерапии. В принципе, об этом сказано и говорится много, но (на мой взгляд) метод библиотерапии не достаточно широко применяется в библиотеках профессионально. да, мы знаем о пользе чтения. да, мы рекомендуем литературу своим читателям. Да, чтобы отвлечься от житейских проблем, предлагаем кому сказки, кому детективы, кому любовные романы, кому - духовную литературу.
Но профессионально чтобы кто-то из библиотекарей этим занимался - не знаю. Может быть, в комментариях поделитесь своими наработками.
А пока я предлагаю познакомиться с методическими материалами сотрудников Минской областной библиотеки им.А.С.Пушкина на тему библиотерапии.
Кстати. кто не знает - рекомендую для изучения свой
виртуальный интернет-проект "Инсайт библиотечный"
Книги – наши руководители в юности и утешители в старости. Они – поддержка одинокому и позволяют ему не тяготиться самим собой. Благодаря им мы легче переносим коварство людей и обстоятельств, смиряемся с заботами, справляемся со страстями и разочарованиями. Д. Кольер
История библиотерапии
Книга
– это непревзойденный способ испытать сильные эмоции и помощник справиться со
многими проблемами, терзающими человека в современном мире.
Уже не одну тысячу лет этот действенный и
довольно распространенный метод, позволяющий через чтение художественной
литературы и испытание при этом сильных эмоций и переживаний справляться со стрессами, преодолевать личные невзгоды, душевные кризисы,
развивать волевые качества, существует с незапамятных времён. Время от времени многие
из нас его используют, возможно и не догадываясь об этом.
О
воздействии искусства на психическое и
физическое состояние человека известно уже давно. В исторических источниках
описывается, как психически больных лечили причитаниями. Арабы окружали больных
музыкантами, чтобы рассеять плохое настроение. Влияние искусств на здоровье
человека изучал Аристотель, в частности, он обнаружил, что поэзия может снять
чувство страха и страдания. Жители Центральной Африки и Океании пробовали
облегчить состояние больных при помощи пения и танцев.
Первое
упоминание о библиотерапии относится к 1300 г. до н.э. над
входом в книгохранилище фараона Рамзесса II красовалась надпись «Аптека для
души». Древние греки ассоциировали понятие «книга» с понятием «душевное
здоровье», считая библиотеки «лекарством для души». Еще в 1272 г. в каирском
госпитале Аль-Мансур чтение Корана являлось частью лечебного процесса.
Английский врач Т. Сайденген, практиковавший в XVIII в., прописывал своим
больным популярную в то время книгу Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
С начала XIX в. лечебное чтение получило
распространение в США. Бенджамин Раш стал первым американцем, который
рекомендовал чтение для лечения больных (1802 г.) и душевнобольных (1810 г.).
Термин
«библиотерапия» появился в начале XX века в США, когда американские учёные
разработали методы врачевания книгами. В XVIII в. во Франции и Англии чтение
считалось одним из методов восстановления душевного здоровья. Родоначальником библиотерапии
как науки считается шведский невролог Яроб Биллстрем, который внедрил методику лечения
с помощью чтения художественных произведений в свою практику.
В 1927 году
психотерапевт И.З. Вельвовский начал применять библиотерапию в лечении
пациентов психотерапевтического диспансера, потом в психоневрологическом
госпитале. Российский психиатр профессор
М.П. Кутанин был активным пропагандистом нового метода лечения и ввёл термин
"библиотерапия" вширокий научный оборот.
Сфера
применения библиотерапии сначала была ограничена больницами, где она
использовалась в качестве дополнения к библиотечным услугам, предоставляемым
ветеранам Первой мировой войны.
Канадский
психолог ДжильдойКац термин «библиотерапия» определяет как «использование
чтения с целью достижения терапевтического результата». В Канаде этот метод советуют
своим пациентам 80% психотерапевтов и психологов. И это работает! Исследователи
показали, что библиотерапия помогает бороться с различными проблемами. Книга может
быть более эффективным лекарством, чем продолжительная психотерапия, которая проводится
в течении нескольких лет, и даже заменить антидепрессанты или транквилизаторы.

Многие
зарубежные и отечественные специалисты и сегодня активно занимаются проблемами
библиотерапии. Готовятся специальные списки-
указатели литературы для библиотерапевтов. О широком распространении
библиотерапевтических методов за рубежом свидетельствует, например, наличие в
книжных магазинах Италии сборников стихов, оформленных в стиле лекарственных
упаковок.
Библиотерапевтической
тематике посвящаются семинары, конференции и симпозиумы. Создаются ассоциации
библиотерапевтов (Финляндия), готовятся специальные кадры.
Библиотерапия
Библиотерапия выступает как вариант арттерапии,
лечения искусством. Она относиться к проективным методикам, которые выявляют
неосознанные стороны нашей личности как бы в обход сознания.
Механизмы работы библиотерапии просты: на психику
человека воздействует не только сказанное, но и прочитанное слово, литературное
произведение может изменять наше состояние не хуже, чем сеанс психотерапевта.
Чтение позволяет нам взглянуть на свои проблемы с разных сторон, по-новому.
Помимо этого, мы так или иначе идентифицируем себя с одним из героев,
переживаем вместе с ним приключения и усваиваем какую-либо мудрость.
Основные цели библиотерапии – помочь читателю определить
существующие проблемы, проникнуть в их суть; осмыслить новые ценности и
отношения; сформировать сознание того, что и другие люди
сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали.
Основные задачи библиотерапии:
Библиоведческая. Библиотерапия
должна для больного играть роль фактора, отвлекающего от мыслей о болезни,
помогающего переносить физические страдания.
Психотерапевтическая.
Библиотерапия является компонентом психотерапевтического лечения больных
неврозами и некоторой части психических больных (осуществляется врачом-психоневрологом или психиатром без участия
библиотекаря);
Вспомогательная, а
в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и
соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально
обученного библиотекаря).
Библиотерапия в условиях библиотеки
В
теории библиотерапии библиотечное обслуживание рассматривается как часть
библиотерапевтической практики. В условиях библиотеки библиотерапевтический процесс
имеет две формы: индивидуальную и групповую.
Индивидуальная библиотерапия направлена
на развитие и коррекцию личности, которые происходят в самом процессе чтения.
Специально подобранная книга может стимулировать развитие человека, отвлечь от
горьких переживаний, помочь разобраться с проблемой. К индивидуальным формам
библиотерапии относятся составление плана чтения, подбор литературы,
индивидуальные беседы, которые учитывают характер проблемы читателя.
Групповая библиотерапия направлена
на стимулирование ответной реакции читателя на прочитанную книгу. Коррекция и
развитие личности происходят не только в процессе чтения рекомендованной
литературы, но и в большей степени в ходе подготовленного диалога, обсуждения
прочитанного произведения, организованного в группе.
Формы
групповой библиотерапии:
Ø Литературные
встречи с элементами игротерапии;
Ø Библиотечные
уроки;
Ø Литературные
викторины;
Ø Театрализованные
библиотечные праздники;
Ø Кружки
громкого чтения;
Ø Литературные
вечера;
Ø Театр
книги.
v помощь
в проявлении индивидуального самосознания;
v осознание
человеком своего поведения или его мотиваций;
v обеспечение
объективной самооценки;
v осознание
собственных интересов;
v снижение
эмоционального и интеллектуального «давления»;
v ситуация,
когда читателю необходимо показать, что он не первый, кто столкнулся с такой
проблемой;
v создание
условий для более свободного обсуждения проблемы;
v оказание
помощи при планировании человеком собственных действий в решении проблемы
В
процессе работы библиотекарь испытывает психологические перегрузки, связанные с
постоянно возрастающим потоком информации, эмоциональным фоном, стрессовыми
ситуациями от общения со специфическим контингентом читателей. При этом он
должен достичь нужного лечебного эффекта при воздействии посредством книг на
больных и профилактического – при общении со здоровыми, стимулировать у
них позитивные эмоции. Он призван дать человеку информацию о сути его проблем,
помочь найти новые критерии их решения. В связи с этим к личности специалиста,
занимающегося библиотерапией, предъявляются повышенные требования, необходимые
для успешного выполнения профессиональной деятельности.
Основные психологические качества,
которыми должен обладать человек, осуществляющий библиотерапевтический процесс
– быстрота и четкость комбинаторного мышления; способность устанавливать и
запоминать определенные ассоциативные связи; доброжелательность; способность
сочувствовать; интуиция; умение рекомендовать и советовать; доверие к читателю;
умение общаться; уравновешенность в поведении; искренность тона; интерес к
своей работе; способность легко переключать внимание; способность
дифференцированно подходить к различным категориям читателей.
Наличие данных качеств в сочетании с комплексом
определенных умений и навыков способствует максимальной эффективности
деятельности библиотерапевта.
Методика
библиотерапевтической работы
Библиотерапевтический процесс
начинается с психологического исследования личности больного. Необходимые
сведения фиксируются на специальном бланке: данные о возникновении
психотравмирующей ситуации, результаты психологического исследования, основные
жалобы. Фиксируется первая беседа с читателем, в ходе которой выясняются
уровень читательских интересов, возможность адекватного восприятия
прочитанного. Во время первой беседы больной получает инструкцию о чтении.
План
чтения составляют, исходя из конфликта, с учетом читательского уровня больного.
Он обычно включает 7-12 названий и рассчитан на
3-4 недели чтения в стационаре
и на такой же срок после выписки. План чтения состоит из трех частей. Вводная
часть: 1-2 книги, которые носят отвлекающий характер и позволяют определить
реакцию больного и границы его субъективной интерпретации. Вторая, главная часть
плана чтения, включает произведения, которые способствуют сознательному и
активному вступлению во взаимодействие с текстом. Завершают план чтения книги
об искусстве быть читателем, поскольку одной из обязательных задач
библиотерапии является формирование, или восстановление ранее сформированных,
навыков постоянного чтения художественной литературы.
Очень
эффективны проводимые с читателями обсуждения прочитанных фрагментов, а затем и
произведения в целом, так как это помогает
фиксировать непосредственные реакции больного, а не его выводы, и дает
возможность корректировать восприятие прочитанного.
Библиотерапевт
ведет записи или дневник. Делая запись в дневнике, больной старается быть
предельно откровенным и после окончания очередной записи обычно испытывает
чувство успокоения. Беседа, суммирующая результат дневниковых записей, убеждает
больного в пользе чтения именно такого рода книг, вызывает стремление и после
выписки продолжать чтение и ведение дневника.
Библиотерапия в
работе с детьми

Больным
детям особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и весёлые
книги. Об этом неоднократно говорил Чуковский, вспоминая, например, как
благотворно влияло на детей чтение весёлой книги Э. Распе о
приключениях барона Мюнхгаузена. Характерно, что свою первую стихотворную
сказку «Крокодил» Чуковский написал специально для своего заболевшего сына.
«Единственная была у меня забота - отвлечь внимание больного ребенка от
приступов болезни», — вспоминал писатель.
Общение
с книгами с детских лет способствует развитию духовного мира ребенка. Умелый
воспитатель с помощью книг прививает детям необходимые гигиенические навыки.
Для этих целей особенно успешно и широко используются стихи
А. Барто и П. Барто «Девочка чумазая», сказки Чуковского
«Мойдодыр» и «Федорино горе» и др.
Во
многих случаях достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или
рассказать подходящую к случаю сказку, чтобы помешать укоренению какой-нибудь
дурной привычки, способной отрицательно сказаться на здоровье. Это ярко и
образно показывает замечательный русский писатель и врач Чехов в рассказе
«Дома». Герой рассказа неожиданно обнаруживает, что его 7-летний сын Серёжа
начал курить. Суровые внушения не помогают, и тогда он рассказывает сыну сказку
о прекрасном и добром царевиче, который испортил здоровье курением и умер в
юном возрасте, оставив родных в глубоком горе. И сказка оказалась гораздо
действеннее серьёзных бесед и уговоров. Серёжа навсегда отказался от курения,
причём ребенок испытал приятное чувство: он имел свободу выбора, а не
подчинился воле старших.
Библиотерапия
с детьми младшего возраста имеет свои отличия и сложности: небольшой словарный
запас детей, проблемы устного выражения, ограниченный опыт и кратковременное
внимание. В работе с маленькими детьми нужно использовать небольшие рассказы,
аудио- и видеоматериалы.
Иллюстрированные
книги дают ребенку возможность понять, что его желания, чувства, действия — это
часть процесса его роста. Иллюстрации могут вызывать и негативные, и позитивные
реакции. Чем больше иллюстраций, тем больше интерес к книге. Чем крупнее
иллюстрации, тем активнее интерес. Иллюстрация с центральным объектом,
«притягивающим глаз», более привлекательна, чем без такового
и со множеством деталей. Значение иллюстрации в том, что она
«заинтересовывает».
Для
детей младшего и среднего возраста библиотерапевт составляет
индивидуальный план чтения (6—8 произведений), в который включает книги: Дж.
Родари «Приключения Чиполлино», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»,
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», стихи С. Маршака и др.
Джиллеспай и Коннор выделили шесть важнейших требований,
предъявляемых к книгам, используемым библиотерапевтами применительно
к маленьким детям. Книга должна:






Книги
используются для проведения библиотерапевтических сеансов в отношении
детей, испытывающих различные страхи, переживающих разлуку, развод родителей,
воспитывающихся в чужой семье, подвергшихся насилию, а также подростков, остро
переживающих проблему одиночества.
Библиотерапевтические методики
используют с целью коррекции у детей и подростков:
v отношения
к себе, к своему «Я», развития объективной самооценке, укрепление адаптационных
качеств, развитие самостоятельности, чувства уверенности в себе, системы
ценностей;
v отношения
к другим: развитие способности к сопереживанию, критического и
доброжелательного восприятия достоинств и недостатков других людей, навыков
адекватного и равноправного общения, способности к разрешению межличностных
конфликтов;
v адаптации
в коллективе: развитие навыков по установлению деловых контактов, организаторских
навыков и умений, способности добиваться уважения сверстников и взрослых;
v отношения
к жизни: приобретение навыков выбора и принятия решения, мобилизации и
самоорганизации в экстремальных ситуациях, приобретение и укрепление волевых
качеств, развитие навыка оптимистической оценки реальности.
На
начальном этапе библиотерапевтического процесса специалист проводит
психодиагностическое обследование, изучает личность читателя-ребенка, уделяя
основное внимание анализу отношения ребенка к самому себе, видения им своего
«Я». Это не случайно. Если учитель, организуя чтение школьников в процессе
обучения, учит их извлекать новую информацию, анализировать ее,
то библиотерапевт в большей мере направляет читательскую деятельность
детей и подростков на анализ собственных переживаний в процессе чтения, на
выявление взаимосвязей их внутреннего мира с духовным миром литературных
героев, учит самопониманию через чтение.
Библиотерапия в
работе с пенсионерами

Ø индивидуальное
и групповое психологическое консультирование, направленное на адаптацию к
происходящим в жизни изменениям;
Ø помощь
в преодолении страха перед одиночеством;
Ø помощь
в реализации творческих возможностей.
На
первом этапе библиотерапевтической работы с пенсионерами проводятся
беседы. Их основная цель — выявить психологические проблемы, волнующие эту категорию
читателей. В дальнейшем в соответствии с интересами, выявленными в процессе
беседы, формируются группы. Групповая библиотерапия в данном случае
способствует – выявлению психологических проблем личности; изолированности; возможности
быть полезным для других; ослаблению чувства тревоги.
Все
перечисленные особенности групповой библиотерапии благотворно сказываются на
эмоциональном состоянии пожилого человека, способствуют созданию у него
заинтересованности в происходящем. Одним из вариантов групповой библиотерапии
может стать создание в библиотеке «Клуба любителей чтения». Цель клуба — через
средства библиотечной работы способствовать успешному читательскому развитию
личности, адаптации к изменившимся условиям; ориентация на совершенствование
читательской деятельности, показ читателю возможностей библиотеки.
Совместная
работа библиотекаря-библиотерапевта и читателей в такого рода клубе,
включающая разработку планов чтения, проведение индивидуальных и групповых
бесед о прочитанном и как итог — проведение читательских конференций,
благотворно влияет на эмоциональное состояние читателей.
Библиотерапевту
для точного подбора книг следует знать несколько основных жизненных позиций
пожилых людей:
v конструктивная поэзия.
Люди с такой ориентацией позитивно относятся к жизни, способны смириться с
приближающейся старостью, активны и настроены на оказание помощи другим.
v зависимая поэзия.
Присуща пожилым людям, которые всю жизнь не вполне доверяли себе, были
слабовольными, пассивными. Старея, они с ещё большим усилием ищут помощи и
признания.
v защитная позиция.
Формируется у людей с повышенными механизмами к сопротивлению. Они не стремятся
к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся
замкнуто, отгораживаясь от людей.
v позиция враждебности к миру.
Это «гневные старики», склонные обвинять окружающих и общество во всех
неудачах. Такие люди подозрительны, не хотят от кого-либо зависеть.
v позиция враждебности к себе и к
своей жизни. Выражается в пассивности, исчезновении
интересов и инициативны. Такие люди склонны к пониженному настроению, чувствуют
себя одинокими и ненужными.
Подводя
итог, можем сказать, что техника оказания помощи может быть разнообразной. При рекомендации можно сделать акцент
на свои привязанности, на свой читательский опыт. С читателем необходимо
общаться на равных, нужно сделать так, чтобы он забыл о том, зачем он пришёл в
библиотеку, чтобы у него не было ощущения того, что он «пациент» и что его
«лечат». Наоборот, беседа должна быть непринужденной, отвлечённым разговором
друзей о книгах, о писателях, но в ненавязчиво-рекомендательной форме.
Приложение
Перечень
жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии:














Преимущество терапии чтением:
v им можно заниматься в любое удобное
время;
v оно не требует никаких специальных
приспособлений и оборудования за исключением книги;
v не требует обязательного присутствия
психотерапевта, психолога, педагога, библиотекаря;
v к книге можно легко «возвращаться».
Перечитывание любимой книги также является библиотерапевтическим приемом. Читая
любимую книгу, человек получает удовольствие, наслаждаясь не только богатством
воображения автора и художественным совершенством его творения, – к этому
добавляется радость собственных воспоминаний;
v книги воздействуют исподволь: они
ненавязчивы и незаметны.
Список литературы
Башкирова,
Е. Н. Библиотерапия – продуктивный метод преодоления страхов у детей / Е. Н.
Башкирова // Воспитание школьников. – 2011. – № 7 – С. 54–57.
Библиопсихология
и библиотерапия / [ред.: Н.С.Лейтес, Н.Л.Карпова, О.Л.Кабачек]. – М : Шк. б-ка,
2005. – 479 с. – (Профессиональная б-ка школьного библиотекаря ; Сер. 1 ; вып.
6-7).
Валевич, Е.
Роль библиотерапии в социализации личности / Е. Валевич // Бібліятэка прапануе.
– 2012. – № 11. – С. 27–29.
Верхова, Ю. Л.
Библиотерапия как средство личностного развития студентов // Библиотековедение.
– 2007. – № 5. – С. 71–74.
Виненко, Т.
Л. Оптимизация процесса обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Т.
Л. Виненко, М. В. Салтыкова-Волкович // Спецыяльнаяадукацыя. – 2015. – № 6. –
С. 18–26.
Дергилева,
Т. Эффект исцеляющего слова // Библиотека. – 2008. – № 10. – С. 49–51.
Дрешер, Ю. Н.
Библиотерапевтическая деятельность : методология и методика : монография / Ю. Н.Дрешер.
– М. : ЛибереяБибинформ, 2009. – 239 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ; Вып.
108).
Дрешер, Ю. Н.
Библиотерапия : теория и пратика : учеб.пособие / Ю. Н. Дрешер. – М. :
Профессия, 2008. – 269, [1] с. – (Библиотека).
Дрешер, Ю. Н.
Библиотерапия : полный курс : учеб.пособие / Ю. Н.Дрешер. – М. : Изд-во ФАИР,
2007. – 558, [1] с. – (Специальный издательский проект для б-к).
Дрешер, Ю. Н.
Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта : Науч. -
метод.пособие / Ю. Н.Дрешер; [Науч. ред. Л.И.Гурье]. – М. : Либерея, 2003. –
247 с.
Дрешер, Ю.
Н. Книга как инструмент библиотерапии / Ю. Н. Дрешер // Школьная библиотека. –
2012. – №6-7. – С. 129–134.
Захарова, И.
Метод библиотерапии в досуговой деятельности детской библиотеки / И. Захарова
// Бібліятэка прапануе. – 2012. – № 10. – С. 24–25.
Илюшина, И.
Библиотерапия – лечение книгой / И.Илюшина // Бібліятэка прапануе. – 2013. –
№12. – С. 12–17.
Карпова, Н.
Печатное слово и для профилактики // Библиотека. – 2007. – № 4. – С. 60–63.
Карпова, Н. Л.
Библиопсихология и библиотерапия в образовании, воспитании и коррекции / Н. Л.
Карпова ; Н. С. Лейтес // Школьная библиотека. – 2011. – № 9-10. – С. 123–128.
Ковальчук,
Т. Л. Библиотерапия / Т. Л. Ковальчук // Уроки информационной культуры / Т. Л.Ковальчук.
– Минск, 2009. – С. 163–165.
Костючкова,
И. Лекарство для души, или День здоровья в школьной библиотеке // Бібліятэка прапануе.
– 2008. – № 8. – С. 13–14.
Костючкова,
И. Лекарство для души / И.Костючкова. – (Праздник в школе) // Калейдоскоп
библиотечных уроков. – Минск, 2011. – С. 81–87.
Краснящих,
А. Библиотерапия: благая весть // Библиотечное дело. – 2005. – № 10. – С. 2–5.
Оганесян, Н.
Т. Библиотерапия как средство коррекции и регуляции психических состояний
личности // Библиотековедение. – 2007. – № 4. – С. 71–76.
Петушко, Н. Е.
Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы //
Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – № 5. – C. 29–42.
Рыбакова, И.
Практическое применение библиотерапии в работе детской библиотеки // Бiблiятэка
прапануе. – 2007. – № 1. – С. 30.
Рыбакова, И.
Зарубежный и отечественный опыт использования библиотерапии в работе с детьми и
подростками // Бiблiятэчны свет. – 2007. – № 4. – С. 20–22.
Столярова,
И. А. Библиотерапия: основные подходы к определению сущности и задач / И. А.
Столярова // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў.
– 2013. – № 2. – С. 107–115.
Столярова,
И. Новые перспективы в деятельности современной библиотеки / И. Столярова //
Бібліятэкапрапануе. – 2012. – № 8. – С. 35–38.
Применение
библиотерапии в детских библиотеках Республики Беларусь / И. Столярова //
Бібліятэка прапануе. – 2012. – № 10. – С. 18–23.
Щеглова, Н.
А. "Читаем вместе" : курс детского чтения с элементами библиотерапии
для детей 6-10 лет / Н. А. Щеглова // Школьная библиотека. – 2013. – № 6-7. –
С. 61–64.
По материалам методических рекомендаций ГУ “Минская
областная библиотека им. А. С. Пушкина”
1 комментарий:
Спасибо! Практически исчерпывающая информация по теме!
Отправить комментарий