Чтение – лучший способ расслабиться и даже 6 минут за книгой может хватить чтобы снизить уровень стресса на 68%. Согласно новым исследованиям, чтение в этом смысле срабатывает лучше и быстрее чем другие методы успокоения “измотанных” нервов, такие как, прослушивание музыки (на 61%), прогулка (на 42%) или чашка чая (на 54%)

Какие заболевания может вылечить литература

   Храпите? Прочтите «Разум и чувства» Джейн Остин или «Дамское счастье» Эмиля Золя, говорят, помогает. Вам все лень? Обратитесь к роману Пола Боулза «Под покровом небес» или к «Дон Кихоту» Мигеля де Сервантеса Сааведра. Литература способна вылечить от любого недуга. Готовы поспорить? Значит, вы просто не нашли нужного книжного лекарства. Вам в помощь путеводитель по заболеваниям и рецептам для быстрейшего излечения — издание, составленное британскими «библиотерапевтами» Эллой Берту и Сьюзен Элдеркин «Книга как лекарство. Скорая литературная помощь от А до Я». В этом необычном медицинском справочнике есть целебные средства не только от физических, но и от душевных недомоганий. Если вам немного за пятьдесят, то для вас «Воскресенье» Льва Толстого и «Щегол» Донны Тартт. Если за семьдесят — «Медея и ее дети» Людмилы Улицкой.
 
Безусловно, это книжка-шутка. Но она написана с такой любовью к литературе, что если бы наши библиотекари также рассказывали читателям о книгах, то очередь в эти учреждения стояла бы, как на выставку Серова, будьте уверены! Бодрое и веселое авторское повествование обязательно поднимет настроение. К тому же эта книга — хороший повод вспомнить или прочитать впервые доброе количество литературы, ставшей классикой. Мы выбрали несколько отрывков, которые заставят вас улыбнуться, а после заглянуть и в книжный магазин.

Грипп
Ни один практикующий врач и ни один ученый медик до сих пор не нашли объяснения следующему странному совпадению: стоит человеку, заболевшему гриппом, открыть один из детективов Агаты Кристи (в том числе наш любимый — «Убийство Роджера Экройда» с Эркюлем Пуаро, безоговорочно подтверждающий гениальность автора), и он идет на поправку.

А что, если это не просто совпадение? Тогда нам остается лишь гадать, что за удивительные процессы происходят в пораженном вирусом организме. Может быть, мы не в силах проплыть, подобно рыбе, мимо наживки? Порожденное природным любопытством желание узнать, кто убийца, не дает нам с головой погрузиться в недомогание. Ломота, озноб, жар, саднящее горло, воспаленный и забитый нос — все это ничто в сравнении с решимостью вычислить преступника раньше Пуаро. Не исключено, что умственное напряжение активизирует работу больных клеток серого вещества настолько, что этот легкий «мозговой массаж» поможет справиться с болезнью.

Как бы там ни было, читайте Агату Кристи. Сядьте поудобнее в постели, подложив под спину подушки. Гениальный сыщик Пуаро — «напыщенный, утомительный, занудный эгоцентрик» (по определению самой Кристи) — приступает к расследованию.

Трудоголизм. 
Если ваша жизнь скукожилась до размеров рабочего стола и вы озабочены только тем, как бы успеть преодолеть все дела в срок, скрупулезно отмечая галочками, что уже выполнено, значит, вас захлестнула эпидемия трудоголизма…

Жизнь не ограничивается работой. Выйдите из кабинета, оглянитесь вокруг — в мире столько интересного! Не верите? Тогда познакомьтесь с персонажем, который являет собой полную противоположность. Снусмумрик, один из главных героев книги о муми-троллях, — загадочный скиталец, поэт и музыкант. Каждый год он появляется в Муми-долине в неизменной зеленой шляпе с пером и с губной гармошкой. Муми-тролль ждет его с нетерпением: он знает, что вместе с этим путешественником в Долину приходит весна. Но… Снусмумрик никогда не задерживается надолго. Он появляется — и снова уходит.

Снусмумрик исповедует неотразимо привлекательную философию. Он не просто отпетый бездельник, но и символ абсолютной свободы, достигший спокойствия и порвавший с материальным миром. Узелок его почти пуст, он путешествует налегке, предпочитая тщательно изучить тот или иной предмет и оставить его, а не таскать с собой. Он ставит палатку в любом месте, какое ему понравится.

Выходите на широкую дорогу, как Снусмумрик, в бодром, приподнятом настроении. Ведь мир — «чудесно прекрасен», и в нем помимо вашего рабочего стола так много настоящих чудес.

Беспечность. 
Если бы вы жили на такой же маленькой планете, как астероид B-612, где закат можно наблюдать сорок четыре раза в сутки, просто передвигая стул вслед за солнцем; где, приведи вы стадо слонов, вам пришлось бы ставить их один на другого; где каждое утро, едва успев вымыть посуду и одеться, вы должны выпалывать проклюнувшиеся за ночь ростки баобабов, иначе они пронижут корнями всю планету… Так вот, при таком существовании у вас волей-неволей возникло бы чувство ответственности. Вы ежедневно поливали бы свой единственный цветок, а уезжая, непременно чистили бы все вулканы, включая потухший. Потому что вещи приобретают ценность, если тратить на них свое время и проявлять о них заботу. А если ни о чем не заботиться, то однажды проснешься в окружении унылых вещей, которые сами чувствуют свою никчемность.

И не важно, велика ваша планета или мала. Начните читать «Маленького принца», и мы гарантируем: к последней странице она съежится до размеров астероида B-612. А ваша жизнь уже не будет столь беспечной.

Брюзгливость. 
Если вам случится услышать шум вечеринки, доносящейся из дома по соседству, как вы поступите? Возьмете бокал, смешаете себе коктейль и присоединитесь к всеобщему веселью? Или заткнете уши, станете возмущаться фейерверками и негодовать по поводу неумеренного потребления алкоголя? Иначе говоря, вы зануда, ворчун и брюзга, отравляющий удовольствие другим?

Попробуйте разбудить спящую в вас Роксану и научиться быть душой общества. Самый противоречивый и психологически сложный роман Даниеля Дефо («Роксана») повествует о судьбе молодой женщины, оказавшейся в безвыходном положении: ее муж тайком сбежал с остатками семейного состояния, предоставив ей самостоятельно воспитывать пятерых детей. Что же в те далекие дни оставалось делать бедной женщине, как не пустить в ход свои природные дарования? Героиня сметлива, бегло говорит по-французски, великолепно танцует, и мужчины липнут к ней как мухи. Она бросает своих детей, чтобы не «видеть, как они гибнут (у меня) на глазах», и становится содержанкой. Вскоре она настолько мастерски овладевает искусством соблазнения, что обольщает целые бальные залы. Ее минута славы наступает, когда на одном из маскарадов она появляется в турецком костюме и исполняет зажигательный танец, да так, что ее осыпают деньгами, более того, на нее обращает внимание присутствующий на балу инкогнито король. Тогда-то героиню и нарекают экзотическим именем, под которым мы ее знаем: «Да ведь это сама Роксана!» — восклицает один из гостей, пораженный турецким танцем.

Пусть Роксана под давлением обстоятельств превратилась в женщину легкого поведения, но умение производить впечатление даже в самой невыгодной ситуации делает ее вашим идеальным наставником. Вы не обязаны быть завсегдатаем вечеринок, но, оказавшись на каком-нибудь торжестве, будьте готовы разделить радость с окружающими, целиком и полностью отдайтесь во власть веселья. И хорошее настроение придет. Подобно Роксане, вы будете вызывать улыбку на лицах участников вечеринки и, может быть, даже заведете новые интересные знакомства.

«Мужской грипп». 
«Мужской грипп» гораздо страшнее обычного, и его ни в коем случае нельзя путать с простудой (это трудно, поскольку симптомы идентичны). Ученые не в состоянии объяснить, почему этому недугу подвержены только мужчины, но факт остается фактом. Заболевание протекает тяжело, причем не только для больного, но и для окружающих. Постельный режим обязателен; больному — в действительности здесь более уместно слово «жертва» — следует выказывать всяческое участие: обложить мягкими подушками, поить горячим чаем, согревать постель грелкой. В комнате должен стоять телевизор с пультом. Приносите страдальцу подносы с едой, регулярно передавайте сообщения от родных и друзей со словами поддержки и сочувствия. Навещая, говорите с ним только о нем и его страданиях. Не вздумайте затрагивать темы, касающиеся внешнего мира или сферы домашнего быта: это растревожит несчастного, помешает ему сосредоточиться на своих муках, и он, чего доброго, начнет выздоравливать.

Наше «лекарство» — двухтомное издание знаменитого романа Виктора Гюго о человеческих мытарствах. Не исключено, что больной будет отказываться от библиотерапии, но вы должны преодолеть его сопротивление. Уверяем вас, что уже очень скоро он будет с увлечением читать о горестях Жана Вальжана и Фантины, Козетты и месье Мариуса, Эпонины и инспектора полиции Жавера, узнавая в них свои собственные и черпая в этом утешение.

Поскольку роман очень длинный, чтение «Отверженных», на первый взгляд, может показаться сущим наказанием. На самом деле оно поможет больному стойко перенести вынужденное бездействие, которое, как известно из опыта, обычно затягивается на неделю. Ухаживающий за больным (а это круглосуточная работа) обнаружит, что тот стал менее требователен и дает ему передышку. Сила воздействия романа такова, что временами пациент и вовсе забывает о своей болезни, к нему возвращаются хорошее настроение, бодрость духа и интерес к другим людям, что сродни чуду. Сюжет «Отверженных» захватывает с первой страницы, да так, что с ним не сравнится никакая «мыльная опера».

Если больной не успеет дочитать роман до выздоровления, ничего страшного. Иммунитета против «мужского гриппа» не существует, и его рецидивы повторяются с завидной регулярностью. Дозы нашего снадобья вам должно хватить на несколько раз.

Источник: rg.ru
фото weburg.net

Книжное упражнение "Распознать свои желания"

    Садимся поудобнее и начинаем упражнение по распознаванию своих желаний. Упражнение не совсем обычное, а книжное. 
Итак, мой посыл на сегодня -  "Я изучаю какие книги у меня есть"...

Не знаю, в курсе ли вы, НО - каждое собрание книг - это способ хранить свои желания, воспоминания и планы на будущее. 
   Цель упражнения: заново познакомиться с самим собой, найти или вновь пробудить скрытые желания. 
   Оказывается, наша домашняя библиотека может многое рассказать о нас. Наши книги ещё и могут позволить нам снова обрести желания или стремления. "Все они рассказывают об одном: о занятиях, идеалах или личных качествах, о которых мы не можем перестать думать" - утверждает Мишель Лежуайо. Каковы они у вас? 

  Как начать: Словно сыщик, осмотрите свою  библиотеку. Найдите повторяющиеся или преобладающие темы: воображаемый мир (научная фантастика, поэзия), путешествия, остросюжетные триллеры, любовь, психология, философия, духовность. 

  Задайтесь вопросами. Какие книги или авторы  доставляют вам удовольствие среди тех, которые составляют вашу основную тему? 
Почему? 
Что они вам приносят? 
Как вы используете (или нет) этот интерес в вашей жизни?

  Ответьте на эти вопросы, это позволит вам начертить карту ваших желаний, личных стремлений, точнее определить ваши мотивации. 

Чтобы приступить к размышлениям, Мишель Лежуайо составил небольшой словарь смыслов для ваших книг. "Каждая категория отражает одну из возможных граней нашего "Я" - уточняет он. 

- научные и/или исторические книги: утилитарный подход ко времени, трудности с тем, чтобы просто наслаждаться жизнью?
- книги по медицине и здоровому образу жизни: склонность к ипохондрии и тревожности?
- классическая литература: ностальгия по прошлому, страх сойти с торных троп и утвердить свои личные желания?
- книги ужасов: потребность в том, чтобы вас успокоили?
- книги о путешествиях: потребность убежать от рутины?
- книги, которые вы не прочитали и вряд ли прочитаете: страх избавляться от ненужного или трудности в восприятии письменного слова? 
- книги о любви: склонность идеализировать любовные отношения или желание смягчить свою фрустрацию?
- остросюжетные триллеры: потребность в сильных эмоциях и поиск справедливости?
- книги по философии: потребность найти смысл в жизни? Излишние умствования? 
- духовная литература: страх быть покинутым? Страх смерти? Поиск чего-то большего, чем окружающая действительность? 
- книги по психологии: понять свою историю или попытаться избежать психотерапии?
- эротические книги: потребность нарушить табу?
  фото из сети интернет, текст - материалы сайта http://www.psychologies.ru/

Скорая литературная помощь от А до Я

 Давно известно, что в трудные минуты жизни люди тянутся к книге — чтобы отвлечься от тягостных мыслей или получить разумный совет. Британские «библиотерапевты» Э. Берту и С. Элдеркин пошли еще дальше, предположив, что чтением можно лечить не только душу, но и тело. Они составили своеобразный «литературный лечебник», из которого читатель узнает, какие именно книги лучше всего читать при тех или иных заболеваниях. В этом справочнике литературных лечебных средств — бальзамы от Бальзака, кровоостанавливающие жгуты от Толстого, мази от Сарамаго, слабительное от Перека и Пруста и многое другое. Кроме того, «Книга как лекарство» — прекрасный обзор шедевров мировой литературы.


    Гражданство авторов-составителей Эллы Берту и Сьюзен Элдеркин, а это именно они придумали и создали «Скорую литературную помощь от А до Я», угадывается с первой попытки: тончайший британский юмор можно предъявлять на таможне вместо паспорта. Книга полна воздушных, искрящихся шуток, которые растворяются прежде, чем успеваешь их зафиксировать в цитате, а помимо прямых рекомендаций есть ещё и ирония между строк, — но только добрая, никаких подколов. И вне зависимости от читательского багажа любой заинтересуется хоть чем-то: один сделает закладку на странице с десятью самыми лучшими эскапистскими романами, другой решит, наконец, прочитать "Дон Кихота", третий поймёт, что пропустил мимо целую вселенную хороших книг и отправится в книжное путешествие. Это бесконечная история.
Всем нам иногда нужна такая Шахерезада: послушать на сон грядущий начало настолько интересной сказки, что непременно захочется узнать, чем же всё закончилось, а не ограничиваться беглым просмотром новых списков. 
    «Книга как лекарство» обязательно поможет, если принимать в час по чайной ложке, разбавляя романами из рекомендаций. 
                      Осторожно! Чтение может вызывать привыкание.




Библиотерапия в творчестве Агнии Барто


 Уже не одну тысячу лет существует этот действенный и довольно распространенный метод, помогающий справляться со стрессами, преодолевать невзгоды, душевные кризисы, развивать волевые качества.

Время от времени многие из нас его используют, хотя, возможно, и сами не догадываются об этом. Этот метод называется библиотерапия.
Суть его заключается в том, что человеку рекомендуют книгу, по содержанию близкую к его неразрешимой проблеме, исходя из его индивидуально-психологических характеристик и жанровых предпочтений. Рекомендовать может как терапевт, так и любой близкий человек. Главное – знать содержание того, что мы советуем. Библиотерапия выступает как вариант арттерапии, лечения искусством. Она относится к проективным методикам, которые выявляют неосознанные стороны нашей личности как бы в обход сознания.
Механизмы работы библиотерапии просты: на психику человека воздействует не только сказанное, но и прочитанное слово, литературное произведение может изменять наше состояние не хуже, чем сеанс психотерапевта. Книга может ввести нас в легкий транс, передать свое настроение, заразить идеями.
Чтение позволяет нам взглянуть на свои проблемы с разных сторон, по-новому. Помимо этого, мы так или иначе идентифицируем себя с одним из героев, переживаем вместе с ним приключения и усваиваем какую-либо мудрость.
По сути мы получаем жизненный опыт, хотя и основанный на чужих ошибках, но все же прочувствованный нами, что делает этот метод безопасным для психики и вместе с тем довольно действенным. Разбираясь в личности героя, мы начинаем понимать лучше и себя. Выводы, сделанные им, откладываются в нашей памяти. Со временем мы забываем, откуда они пришли, и начинаем воспринимать их как сделанные самостоятельно. К тому же, читая, мы как бы отделяемся от окружающего нас мира, отправляемся в путешествие по неизведанным местам, что отлично помогает в борьбе со стрессом.
Для библиотерапии лучше всего использовать классическую литературу, так как современная зачастую не несет в себе никакого смысла. Книга должна содержать в себе какие-то ценные выводы, учить чему-то, а не просто излагать шокирующие факты. Хороший эффект наблюдается и от прочтения биографий знаменитых людей.
Для изменения настроения лучше применять книги, контрастирующие с состоянием клиента, - к примеру, при угнетенном состоянии лучше брать позитивные, юмористические произведения.
В феврале 2016 года мы будем отмечать юбилей – 110 лет Агнии Барто. Великая поэтесса всю жизнь училась у малышей, стараясь проникнуться их особенным видением этого мира. Всегда занятая, она, тем не менее, считала необходимым регулярно посещать детские площадки, наблюдая за детьми, вслушиваясь в их разговоры, посещать школьные уроки, знакомиться с учениками. Делом своей жизни Агния Барто считала воспитание в детях всей гаммы лучших человеческих качеств: доброты, честности, способности к сопереживанию.

ПОРА ПРОЩАТЬСЯ

Летели две птички,
Собой невелички,
Как они летели —
В книжку залетели.
По листкам кружились,
С нами подружились.

Сказали две птички:
— Трудно без привычки,
И малы мы слишком,
Чтоб летать по книжкам.

Возвращаться надо
Нам в лесные чащи,
Где всегда прохлада,
Где ручей журчащий.
Нас в лесу синички
Ждут на перекличке.

Вздохнули две птички,
Собой невелички:
— Нам пора прощаться,
С вами расставаться!
Вы зимой в метели
Ставьте нам кормушки!

Со страниц слетели
Наши две подружки,
Сели на обложку
Да и в путь-дорожку!

С читателем прощаются
Шустрые синицы.
На этом закрываются
Пестрые страницы.
Агния Барто. Собрание сочинений в 4 т. Москва: Художественная литература, 1981.
Читать стихи Агнии Барто можно здесь

Прививка от одиночества, Микстура от скуки и Грелка для души...

 «Издательский дом «Самокат» ищет по всему миру лучшие детские книги, открывает для читателя новых авторов и художников, настаивает на гармонии текста и иллюстраций, стремится наладить мосты между культурами и поколениями. «Самокат» издает литературу интеллектуальную и психологическую, которая интересна и детям, и взрослым. Библиотерапевты рекомендуют многие   книги издательства  для работы над личными и семейными проблемами»



Яркие, добрые, познавательные! 
Подобраны  по темам замечательным:



Отмечаем Всемирный день улыбки вместе с "улыбающимися книгами"!!!


    «От улыбки станет всем светлей…» -  эти слова из детской песенки  знают все. Они стали гимном хорошему настроению, добрым делам, ведь всего лишь одна искренняя улыбка может сделать кого-то чуть-чуть счастливее, поднять настроение, и даже изменить мир. Сегодня мы празднуем Всемирный день улыбки, который отмечается  с 1999 г. в первую пятницу октября.
Чтобы последний рабочий день недели закончился положительными эмоциями, предлагаем вам книги с «улыбающимися» названиями.
Начну с белорусских авторов:
 
А.Крэйдзич "Права на усмешку". Ужо сваімі першымі апавяданнямі, якія былі надрукаваны ў часопісе “Маладосць”, Анатоль Крэйдзіч звярнуў на сябе ўвагу чытача. Малады празаік піша аб тым, што яму баліць, што хвалюе, што добра ведае. А ведае ён перш за ўсё вясковае жыццё, бо i сам жыве ў палескай глыбінцы з дзяцінства, працуючы журналлістам, бадай, ці не кожны дзень сустракаецца з хлебаробамі. Па-маладому свежа i хороша, напрыклад, напісаны апавяданні “На горцы”, “Хуліган”, “Вар’ят”, “Ерчыкаў слуп”. Элементамі навізны, трэба зазначыць, вызначаюцца i творы, прысвечаныя каханню. Анатоль Крэйдзіч прафесійна валодае сюжэтам, мова яго апавяданняў, як правіла, сакавітая, па-сапраўднаму , беларуская, i ў гэтым сэнсе кніга прозы “Права на усмешку” павінна мець заслужаны поспех i прызнанне.

 С.Мінскевіч "Усмешка жалобнай каралевы альбо Таямніца магнітнага замка" Перад вамі — «аповесць легендарных часоў». «Аповесць», — бо гэта займальная, захапляльная гісторыя. «Легендарных часоў» — бо ў ёй апавядаецца пра падзеі, якія адбываліся ў запаветным мінулым нашай часціны населенага свету, у паўміфічных краінах, дзе пралягалі шляхі-дарогі адважных вандроўнікаў. Гэта фэнтазі, з квестам і экшэнам, з паданнямі і экзотыкай. Яго героі трапляюць у драматычныя, камічныя і часам у вельмі небяспечныя сітуацыі. Ім давядзецца разгадаць шмат таямніц і вытрымаць неверагодныя выпрабаванні. Апавядальнік дзякуе яснапанне Волі Разумавай за натхненне і дапамогу ў натаванні гэтай незвычайнай гісторыі.


  М.Маляўка "Пачынайце дзень з усмешкіУ новай кнізе Міколы Маляўкі дзеці добра вучацца, натхнёна мараць, цікава бавяць вольны час. Аўтар вяртаецца ў сваё дзяцінства, прыгадвае сваіх бацькоў і настаўнікаў. У свет незвычайных прыгод запрашаюцца казачныя героі — людзі, лясныя звяры і птушкі. Падахвочваюць, як на ўроку, шукаць адказ на розныя пытанні, сур’ёзныя і вясёлыя, загадкі з роднай хаткі, загадкі з календара, загадкі з пчалінага вулля-церамка.


Продолжим зарубежными писателями:

Рэй Бредбери «Улыбка».  Этот рассказ  -  очередное предупреждение автора. Писатель пытается показать нам, к чему может привести цивилизация, которая развивается с такой бешеной стремительностью, в которой люди утрачивают ощущение духовной радости. Автор пытается донести идею современным людям о том, что  во всём должна быть  мера, нельзя полностью механизировать человеческую жизнь. Он свято верит, что всегда будут существовать люди с тонкими движениями души и чарующая сила искусства одолеет силу денег.



   Н. Барро «Улыбка женщины».  Жизнь владелицы небольшого ресторана  в самом сердце Парижа из-за расставания с любимым мужчиной  превращается в затянувшуюся депрессию. По советам знакомых она решает прочитать книгу  «Улыбка женщины», которая  заставляет  взглянуть на все по-новому. И только встреча  с автором книги, который оказался каким-то загадочным образом с ней связан, возвращает ей радость жизни.





  Ф. Саган «Смутная улыбка».
В центре романа – история отношений юной  студентки и преуспевающего адвоката, любовь между которыми невозможна, как бы эти двое ни были близки и как бы ни понимали друг друга. Подобно виртуозной музыке, эта книга отражает огромный диапазон человеческих чувств, она вызывает улыбку и печаль, трепет и упоение, она волнует и трогает, восхищает изяществом, лиричностью и тонкостью стиля.






А.Рюноскэ "Усмешка богов". Творчество выдающегося японского писателя Акутагавы Рюноскэ - одно из наиболее ярких и необычных явлений в мировой литературе XX века. Главная тема его произведений, написанных с тонким вкусом и юмором, - бесконечная вселенная духа и тайны человеческой психологии. Материалы для своих новелл Акутагава черпал из исторических хроник, средневековых анекдотов и сборников старинных легенд. Акутагава полагал, что только через исключительное и неожиданное можно раскрыть подлинные движения души. Причудливое переплетение вымысла и реальности, глубина психологического анализа, парадоксальность суждений, мягкая ирония делают произведения Акутагавы подлинными шедеврами.


 Д.Дюморье "Улыбка фортуны" Автор рассказала нам историю одной смелой девушки, которая потеряла родителей и была вынуждена уехать жить к тёте. Как оказалось, уж лучше бы она жила совсем одна, чем в том месте, куда она попала. Там она встречает своего возлюбленного конокрада. Книга достойна внимания, она легко читается, есть немного юмора, немного драмы. Сюжет в целом хорош. Скучно вам точно не станет. 





Ну и, несколько улыбающихся книг российских авторов:



  О. Рой «Улыбка черного кота»
. Роман рассказывает о переменах, которые ворвались в жизнь одного молодого  ученого. Антон Житкевич преуспел не только в науке, но и в бизнесе, при этом он никогда не верил в мистику, предсказания и приметы, однако однажды решил сделать себе татуировку в виде кота. В глубине души Антон надеялся, что это  изменит его судьбу, но  он даже не мог подумать, что  настолько радикально. 





О. Михалкова «Улыбка пересмешника».  Главная героиня романа  хорошо усвоила урок бывшего мужа, выбросившего ее на улицу, как котенка, — и стала успешной независимой женщиной. Чтобы окончательно расквитаться с прошлым, осталось  только одно – мстить. Вынашивать планы мести упоительно сладко. Но иногда охотник и жертва в любой момент могут поменяться местами…






В. Романов «Улыбка судьбы». Как редко мы получаем подарки от судьбы! Как часто желаем их всей душой! И даже в самые страшные моменты жизни надеемся на близкое счастье... К главной героине удача наконец-то повернулась лицом. Для нее началась новая жизнь — мирная, счастливая, радостная. И пусть в другой стране, среди чужих людей — главное, чтобы сердце больше не болело от горя. Но у судьбы свои причуды, она не делает подарков просто так...




Источник: Книжный континент , дополнено Елена Библиотекарь

ЗАЧЕМ НУЖНЫ «ПЛАКАТЕЛЬНЫЕ» КНИГИ. Некоторые размышления по поводу почти добровольного чтения классики

– Скажите, а почему вы дали в списке для чтения такие книги?
– Какие же?
– «Ваньку», «Дети подземелья», «Белый пудель»…
– Что же тебя задело?
– Ну, это такие книги… плакательные… очень всех жалко… Я так плакала.
(Из разговора с Настей К., ученицей 4 класса)
Обычный список книг для чтения летом, подготовленный для четвёртых классов. В списке выделены произведения для обязательного чтения. Они нужны будут для занятий в течение всего учебного года в Школе творческого чтения (ШТЧ). Для четвёртых классов выбрана тема «Мой друг, мой ровесник», включающая в себя литературу русских и зарубежных авторов XIX–XX вв.: А. Куприн, А. Чехов, В. Короленко, В. Катаев, А. Рыбаков, Ю. Коваль, Р.Л. Стивенсон, М. Твен, М.М. Додж…
Трудности появились сразу. Первая – какие произведение включить в список для будущих обсуждений? Повести и рассказы должны быть не очень сложные для восприятия десятилетних детей, не перегруженные непонятными для них историческими, этнографическими и другими деталями, должны иметь увлекательную фабулу, интересных героев, яркие события. Но задача усложняется тем, что современным детям не всегда близки поиски и метания ровесников из прошлых веков. Как пробиться к сердцу современного подростка? Что его взволнует, что тронет? Как найти тот вымысел, над которым «слезами обольюсь»? Какая книга заставит забыть всё вокруг и погрузиться в неё именно так – с упоением и надеждами? Что вызовет ответные чувства, потребует участия, страстного желания помочь героям? Какая повесть позовёт за собой в свои глубины, заставит страдать, мучиться, научит тихо светиться от счастья… от разделённого с героем счастья? Вот это и будет потаённой задачей нашей работы – восприятие чужих чувств, побед и огорчений как своих.
Беру любимого и до сих пор таинственного для меня Чехова. Как у него всё просто, ясно, незамысловато, какие понятные, обыденные слова в рассказах. И как обманчива эта простота! Чехов принуждает читать медленно, требует вдумчивой расшифровки. Открытия – после чтения. Одно за другим. Они ошеломляют и заставляют вернуться к тексту, чтобы убедиться в правильности предположения. Возвращение цепляет и тянет за собой другие открытия. И так – без конца. Да, решено, в списке обязательно будет «Ванька» и «Спать хочется» А. Чехова. Для тех, кто захочет расширить список, – «Мальчики» и «Детвора».
«Дети подземелья» В. Короленко – обязательно: какая еще повесть покажет столько отчаянной любви между родителями и детьми, столько желания быть своим в семье, столько нужды маленького сердца в тепле, милосердии, в защите и в Доме!
«Гуттаперчевый мальчик» Д. Григоровича (в полном варианте) – для ощущения в себе силы, устойчивости, сопротивления, для борьбы и для желания жить.
«Белый пудель» А. Куприна – для отваги, для поддержания тех, кто нерешителен, но может совершить Поступок ради Друга.
Конечно, «Белеет парус одинокий» В. Катаева! Роскошный язык, образы, метафоры – как изящная рама к революционно-приключенческому сюжету.
Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ»: сама фигура автора заставляет сделать этот выбор. Человек, живший не за счёт здоровья – его-то как раз и не было, а державшийся силой духа. «Остров сокровищ» – о пересмотре человеком ценностей, о науке различать истинное и ложное, настоящее и фальшивое, чистое и лицемерное в жизни, о притягательности и обаятельности замаскировавшегося зла. И всё это важное, человеческое спрятано за приманкой – закрученным сюжетом с пиратами, сокровищами, чёрной меткой, одноногим корабельным коком – то ли другом, то ли врагом.
Обязательно следует дать «Приключения Тома Сойера» М. Твена – мальчишескую повесть, озорную и страшную, отчаянную и смешную.
М.М. Додж «Серебряные коньки»… Сложно, «иностранно», порой сухо, порой сентиментально. Много исторических сведений. Пусть читают. В разговоре выясним непонятное, поставим вопросы на будущее – чтобы захотели вернуться к книге.
Кое-какие книги ушли из списка для чтения, например, «Привет от Вернера» Ю. Коринца. Предыдущий 4-й класс справился с этим романом, нашел прелесть в описании революционного времени 20-х гг. прошлого века, в описании жильцов огромного коммунального дома, в принятии маленьким Юрой одних и непримиримом отрицании других – врагов. А нынешним 4-м классам книга сложна. Что ж, дам её в общем списке, не для наших занятий. Для любознательных.
В дополнительный список ушли и чудные «Полынные сказки» Ю. Коваля. Пусть они для них останутся для тихого чтения, для задумчивых, для размышляющих.
Другая трудность – с чего начать первую встречу в учебном году. Значит, надо найти книгу-основу для чтения перед ней. Помощником стала сказка современной американской писательницы Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Это сказка о пробуждении чувств, о драматическом путешествии от невозмутимости, чувства собственного превосходства над всеми, холодности – к боли собственной и боли за другого, к жалости, к страданию, сочувствию и обретению счастья. Страницы прощания фарфоровой игрушки кролика Эдварда с умирающей маленькой Сарой-Рут восходят к лучшим страницам книг Диккенса. А обретение друзей и хозяйки через много лет сделало кролика мудрым, терпеливым, великодушным. Потери на жизненной дороге не согнули его, а помогли выдержать, обрести себя нового. Сказка звучала на Первой встрече в сокращённом пересказе и в чтении вслух отдельных эпизодов. По завершении чтения в классе стояла тишина и вдруг – дети встали и захлопали в ладоши. В полной тишине. Это была благодарность детей за понимание, тонкость, щепетильность автора, за бережность, неназидательность. Потрясение от книги ДиКамилло – тот высокий звук души, на который мы и стали равняться при обсуждении произведений других авторов.
Чеховские рассказы выявили следующее: дети от всего сердца (как это хорошо – сердечно!) сострадали Ваньке Жукову, подсказывали, что на самом деле надо писать дедушке, чтобы он забрал внука домой, прогнозировали дальнейшую судьбу Ваньки (убежит домой; выучится на сапожника и станет самостоятельным человеком; побьёт хозяина; дед переедет в город и будет навещать внука…). Самое удивительное: дети не поверили, что письмо деду не дойдёт до адресата, хотя и здраво рассуждали, что конверт неверно подписан. Они уверяли, что на почте знают Константина Макарыча, что почтальон – знакомец деда, что дед случайно зайдёт в почтовое отделение и обнаружит письмо, что барышня из имения, где жил Ванька, увидит письмо и передаст деду. Словом, версий было много, и все они сводились к одному – страстному желанию благополучного конца в рассказе, к этакому happy end. Но здесь и другое стремление: помочь мальчишке, который стал почти другом, издалека, через десятилетия, поправить ситуацию, подсказать. Осчастливить! Вот то главное слово, та главная мысль, которые появились в ходе обсуждения рассказа Чехова: не только я счастлив и благополучен. Пусть будет счастлив и другой.
Варька же из рассказа Чехова «Спать хочется» поразила ребят беспросветностью своей судьбы, отчаянной решимостью освободиться от оков страшным поступком, который так и не осознала. На вопрос «Что ждёт Варьку дальше? Какова ее будет судьба?» ребята отвечали, что ее забьёт хозяйка, что ее выбросят на мороз, что ее отправят в полицейский участок. Спрашиваю, что навело их на эти мысли. Ответы: она задушила невинного ребенка и должна понести наказание. Обращаю внимание на детали: Варька сама ребёнок, их ровесница, беззащитная, вечно голодная, лишённая возможности выспаться, замученная работой, бранью, тумаками – что от неё ждать? Странно, Ванька и Варька ровесники, но к первому ребята благосклоннее, добрее, помогают найти выход из положения. А Варька в их понимании – преступница, убийца. Поэтому мы ищем оправдания ее невольному злу, пытаемся понять мотивы, которые ею двигали.
Одиночество чеховских героев хорошо показано в рассказе «Тоска». Эпиграф «Кому повем печаль мою?» – обо всех чеховских Ваньках, Варьках, Ионах. Детей при чтении вслух поражает беспросветное горестное одиночество героя, которого никто не желает выслушать, кроме лошади. Что ж, пусть Чехов пока останется в памяти детей не только как автор «Каштанки» и «Белолобого», но и как человек, писавший о несчастных, одиноких и заступающийся за них.
Еще один заступник – В. Короленко. Его благие дела и помощь людям хорошо известны – пусть об этом узнают и дети из беседы на занятии. Тогда легче поймут, почему им была написана повесть «Дети подземелья». На что ребята обращают здесь внимание? Их огорчает непонимание между отцом и Васей, отгороженность от сына; впечатляет место проживания нищих – на кладбище; удивляет изгой Тыбурций образованностью, великодушием, суровостью к окружающим и нежностью к детям. Их радует дружба Васи и Валька, они со страхом и состраданием следят за угасанием маленькой Маруси и затаённо ждут – вдруг поправится, останется жива. Они удивляются стойкости Васи и умению держать слово. Они ликуют от того, что сын и отец наконец-то обрели друг друга. Как родные люди, как друзья, как единомышленники.
Обсуждение «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича застопоривается на вопросе: «На что и на кого жалуется Петя?» Дети говорят о матери, о гимнасте Беккере, об опасной работе на шесте в цирке… Их ошеломляет, что Петя за всю повесть не произносит ни слова. Оказывается, читатели так вникают в коротенькую жизнь Пети – всего 8 лет! – что даже не замечают, что о нём говорят автор, клоун Эдвардс, прачка Варвара, зрители, циркачи, а не он о себе. От этого его судьба, бессловесного, глубоко несчастного мальчика, видится ещё страшнее. И снова попытки вмешаться в чужую, пусть литературную судьбу. Ребята прогнозируют возможный побег Пети из цирка, его уход к доброму клоуну, усыновление прачкой. Для них почти нет невозможного в деле освобождения от гнёта маленького человека. Позиция современного свободного человека мешает понять реалии XIX в. Зато очень ясно они видят семью графа Листомирова и отмечают прямо-таки сатирическое изображение родителей.
Рассказ «Белый пудель» А. Куприна дети отмечают за его свободу, за дружбу людей и зверей, за уверенность в товарище и – за товарищество и выручку. Ребята говорят и о воспитании детей, обращая внимание на избалованного, глупого и безудержного в своих желаниях Трилли. Они определяют и виновных в его поведении и воспитании – тех взрослых, что окружают Трилли, потатчиков, трусов, плебеев. Ребята говорят, что этот рассказ написан более светлыми красками, чем произведения Чехова, Короленко, Григоровича. В рассказе не случайно место действия – Крым, пышная растительность, летнее ласковое море. Словом, ощущение свободы, воли, самостоятельности и стремления отстоять свою независимость. Так природа становится героем произведения.
Катаев В. «Белеет парус одинокий». Детям интересны далёкие, революционные события; жизнь детей в Одессе (учёба, игры в «ушки», разговоры, странствия по окрестностям Одессы, лов рыбы в море). Многие исторические реалии для них непонятны: маёвка, баррикады, восставший броненосец «Потемкин», городская конка, экономия (дача), погромы, Привоз, околоточный, прокламации, манифест. Поэтому занятие начинаю с исторической справки: чем знаменит 1905 г. в России, показываю фото броненосца «Потёмкин», рассказываю о нём, даю расшифровку основных исторических понятий в книге. Другая упущенная ребятами сторона – особая точность языка Катаева, великолепные метафоры, образность, «видимость» описываемого предмета или состояния героя. С удовольствием зачитываю отрывки из книги про море и его обитателей (глава 2), про колодец «журавель» (глава 4), про сорта крымского винограда (глава 5), машинное отделение на пароходе «Тургенев» (глава 7), торговлю на Привозе (глава 13), про то, как Гаврик пил сельтерскую воду «Фиалка» (глава 18), игру в «карточки» (глава 22) или утренние городские звуки (глава 20).
С большим удовольствием и ребята говорят о весёлых эпизодах в книге. Особенно им нравится сцена, где описываются разговор деда с иконой Николая Чудотворца; диалог сыщика и Гаврика; подготовка Пети к гимназии; первая отметка Пети; мечта Пети о героическом спасении матроса Родиона Жукова в конце книги. Ребята отмечают разницу в характерах, поведении и социальном положении Гаврика и Пети и считают их дружбу настоящей, крепкой, мужской. Дети всей душой сочувствуют деду Гаврика и удивляются его стойкости в тюрьме, хотя и отмечают его внешние незавидные данные – хлипкость, тщедушность, малую силу.
Повесть В. Катаева стала для многих одной из первых историко-приключенческих книг. Так же серьёзно ребята отнеслись к повести А. Рыбакова «Кортик». Они удивили памятью на детали (какие революционные плакаты были на эшелоне красноармейцев, какие книги собрал Миша в домашней библиотеке, что такое литорея, какой шифр помог найти клад и т. д.). Значит, повесть приглянулась, затянула. Об этом говорит и тот факт, что многие прочитали и вторую часть трилогии («Бронзовая птица») без указаний с моей стороны. Разговор о главных героях и главных событиях ребятам понятен. Останавливаю их внимание на том, что они могли пропустить – на исторической канве: первые пионерские организации в Москве (главы 22, 36–8), школа в начале 20-х гг. прошлого века (глава 16), клуб при домкоме и спектакль в помощь голодающим Поволжья (главы 20, 41), беспризорники на улицах (главы 30, 31, 43), восстановление городского хозяйства в Москве (глава 46) и т.д. Эти исторические факты будоражат любознательность и являются прелюдией к погружению в историю Родины, будят гордость за свою страну, показывают причастность детей к жизни страны уже сейчас. Такие патриотические страницы книг мы не обходим вниманием.
Как все вмещается в обычный урок-встречу? Выручает темп, скорость. Стараемся динамично продвигаться. Помогает большая предварительная подготовка, установление узловых моментов разговора с детьми.
P. S.: Пару лет назад для 4-го класса по теме «Твой друг, твой ровесник» у нас шли произведения другого настроя и характера (Л. Пантелеева, Ю. Яковлева, В. Железникова, В. Медведева, Л. Давыдычева). Позитивно-назидательный настрой этих произведений очевиден. Мое желание ввести в круг чтения четвероклассников драматические и даже трагические произведения и приобщить их к Большой Литературе подтвердилось готовностью ребят принять чужую боль и распахнуть свою душу навстречу чужим страданиям и счастью. Дети могут понять больше и сложнее того, что им зачастую предлагают. Не надо бояться их расстроить, огорчить – надо бояться тупой, неразвитой души, ищущей только развлечения.
А теперь – окончание того диалога, что вынесен в качестве эпиграфа статьи.
– Я так плакала – сказала Настя К. – Мама некоторые книги читала мне вслух. И тоже плакала вместе со мной.
– Открою тебе тайну – ответила я ей. – Сколько раз читаю эти книги, столько и плачу. Но, знаешь, это хорошие слёзы, нужные, важные.
Чтобы душа росла.
Н.Г. Кесарева, руководитель Центра детского чтения Челябинской областной детской библиотеки им. В.В. Маяковского